Социально ориентированный педагогический проект для детского сада. Социальный проект в доу. Специфика социализации ребёнка

Социальный проект "Уважай старших"

Автор: Муликова Ирина Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №15 «Радуга» го Рефтинский, Свердловской области

Описание материала: Данный проект представляет интерес для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, для воспитателей, которые уделяют большое внимание формированию духовно-нравственных ценностей, становлению культуры общения со старшим поколением, воспитанию у детей уважительного отношения к пожилым людям.

Пояснительная записка
1. Цели, задачи проекта
2. Предполагаемые результаты реализации проекта
3. Реализация проекта
Пояснительная записка
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.
Актуальность проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, в уважительном отношении к пожилым людям, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
«Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», - гласит народная мудрость. К сожалению, «старики», которым «везде у нас почет», стали большой редкостью.
Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди зачастую оказываются брошенным поколением, лишенным сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных и близких людей.
В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, но большое количество представителей современного общества оставляет их на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали «обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем. Наследуя эти блага, молодые люди не должны забывать, что рано или поздно, они тоже состарятся.
Конфликт поколений в России проявляется в следующих фактах:
- обесценивание старости в глазах молодого поколения;
- вытеснение пожилых людей на периферию социальной жизни;

Увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.
Новизна проекта связана с организацией совместных мероприятий, в которые принимают участие, как дети, так и взрослые.
Проект «Уважай старших» включает в себя четыре направления:
Взаимодействие со старшим поколением семей воспитанников (их бабушки и дедушки).
Взаимодействие со старшим поколением бывших сотрудников детского сада.
Взаимодействие со старшим поколением Центра «Ветеран» го Рефтинский.
Взаимодействие со старшим поколением общественной организации «Совет ветеранов».
Целевые группы, на которые направлен проект:
Воспитанники детского сада № 15 «Радуга» старшей и подготовительной групп;
пожилые люди го Рефтинский.
Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями воспитанников и пожилыми людьми. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, социально-личностного развития детей, формирования гражданской позиции, уважения к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.
Сроки реализации проекта: август 2013 – август 2015.
Этапы реализации проекта:
I – Подготовительный: определение аудитории участников проекта, формулировка целей, задач реализации проекта, определение планируемого результата, планирование мероприятий, направленных на реализацию проекта – август 2013года.
II – Основной: непосредственная реализация запланированных мероприятий – сентябрь 2013 – июль 2015 года.
III – Заключительный: подведение итогов реализации проекта, выявление проблем при реализации проекта, определение путей их решения.
1. Цели, задачи проекта
Цель проекта: Создание условий для диалога между представителями разных поколений, а именно представителей старшего поколения и воспитанниками МБДОУ детского сада №15 «Радуга», формирование у воспитанников уважения к представителям старшего поколения.
Задачи проекта:
организовать детей на дела, направленные на помощь и заботу о старшем поколении;
помочь пожилым людям повысить социальную активность;
организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми средствами организации совместных мероприятий;
содействовать формированию социально-значимых проявлений чувств воспитанников – таких как уважение, забота, милосердие, сострадание, сочувствие желание оказывать пожилым людям помощь;
привлечение внимания общественности к старшему поколению через публикацию статей на сайте учреждения и газете ТЕВИКОМ – Асбест.

2. Предполагаемые результаты реализации проекта
Практическая помощь пожилым жителям городского округа Рефтинский;
Радость и удовольствие от общения и совместных мероприятий;
Социальная активность воспитанников, готовность помочь нуждающимся;
Обстановка семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения;
Духовно-эмоциональная связь между поколениями;
Проявление уважения к людям старшего возраста.

В работе раскрыта актуальность проекта по установлению социального партнерства с родителями, определены цель и задачи, выдвинута гипотеза, обоснована необходимость проведения исследования, описаны этапы реализации проекта, их содержание, показаны результаты взаимодействия с родителями как социальными партнерами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект

«Социальное партнерство с родителями как условие социализации

детей дошкольного возраста»

Введение…………………………………………………………………………с.3-4

  1. Практико-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как фактор повышения эффективности функционирования ДОУ» ………… с 4-6

1.1 Актуальность

1.2 Существующая проблема.

1.3 Цели и задачи.

1.4 Объект и предмет исследования

1.5 Гипотеза

  1. Необходимость проведения исследования.
  1. Этапы реализации проекта социального партнёрства участников образовательного процесса ДОУ……………………………………………...с 6-7

2.1. Цели и задачи реализации первого этапа проекта

  1. . Цели и задачи реализации второго этапа проекта

2.3. Цели и задачи реализации третьего этапа проекта

  1. Содержание этапов реализации проекта………………………….……с 8-11

3.1 Первый этап – подготовительный. Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

3.2 Второй этап - практический. Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесс

3.3 Третий этап – заключительный. Подведение итогов социального партнерства

  1. Результаты реализации проекта ………………………………………с.11-12
  2. Литература……………………………………………………………….....с13

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

В процессе взаимодействия в систему образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные и культурные заведения города, органы самоуправления, медицинские учреждения.

Рассматриваем два уровня социального партнерства ДОУ в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

Обеспечение субъект - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень) (субъект-субъектные отношения - исследовательская позиция по отношению к себе и партнеру по общению);

Обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень).

В своем проекте мы будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность ДОУ внутренний уровень социального партнерства. Субъект - субъектное взаимодействие ДОУ и родителей необходимо с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой - для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад - семья».

Второй вид характеризует включение взрослых в воспитательно -образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан - основоположником английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей - «Семья - детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей - координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно.

  1. Практико-значимый проект «Социальное партнерство с родителями как фактор повышения эффективности функционирования ДОУ».

Актуальность.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Проблема

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Цель проекта : установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Задачи:

Разработка и внедрение новых форм работы с родителями;

Установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами;

Пропаганда педагогических знаний;

Привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Объект: процесс социализации детей дошкольного возраста. Предмет: социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста.
Гипотеза:

процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будут:
- установлены позитивные отношения с родителями;

Расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;

Построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается:

На потребности родителей в поддержке;

На праве ребенка на педагогически образованных родителей;

На стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).

2. Этапы реализации проекта социального партнёрства участников образовательного процесса ДОУ.

Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи данного этапа :

1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства.

2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»).

3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия.

4. Разработка плана - программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический .

Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада.

4. Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями.

5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.

6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей.

7. Разработка методических материалов для реализации данных проектов.

8. Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.

Третий этап– заключительный .

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1. Проведение анализа проделанной работы;

2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

Первый этап – подготовительный

Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

Задачи

Мероприятия

Сроки

исполнения

Участники

Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства

Посещение семей

Анкетирование

Сбор семейного анамнеза

Мониторинг социального состава семьи

Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы

Июнь - сентябрь

Заведующий,

зам. зав. по ВМР,

родители

Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

Педагогический совет

Школа молодых родителей

Семейная гостиная

Сентябрь

Заведующий,

зам. зав. по ВМР,

воспитатели,

родители

Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия; разработка плана - программы сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Беседы

Индивидуальные

консультации

Диагностика

Встречи

«Вопросов и ответов»

Заседания

«Родительской гостиной»

«Школы молодых родителей»

Июнь - октябрь

Заведующий,

зам. зав. по ВМР,

воспитатели, педагог-психолог,

специалисты,

родители

Второй этап - практический

Реализация плана-программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса

Задачи

Мероприятия

Сроки

исполнения

Участники

Формирование творческой группы

Педагогический совет

Лекторий-«Ознакомительная лекция для педколлектива»

Тренинг для педагогического состава

Август –

сентябрь

Заведующий,

зам. зав. по ВМР,

воспитатели, специалисты ДОУ

Повышение профессиональной компетентности

педагогов ДОУ по вопросам

взаимодействия с семьей

Мастер-классы,

тренинги, обмен педагогическим опытом,

публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций,

выпуск электронного журнала на сайте ДОУ

В течение

реализации

проекта

Заведующий,

зам. зав. по ВМР,

воспитатели, специалисты ДОУ

Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности

детского сада

Семинары – практикумы, обучающие тренинги и мастер – классы,

встреча за круглым столом

Сентябрь –

декабрь

Педагогический коллектив

ДОУ

Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями

Заседание

семейной гостиной

Информационные

калейдоскопы

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив ДОУ,

Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных

проектов

Мастер-классы и семинары для родителей

Индивидуальные

консультации

Создание памяток и

В течение

реализации проекта

Педагогический коллектив

ДОУ

Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

Мастер-классы, тренинги Обмен педагогическим опытом

Оформление стендов

Публикации статей на сайте ДОУ

Выпуск электронного журнала

В течение реализации

Проекта

Администрация ДОУ

Разработка методических материалов для реализации данных проектов

Методические заседания Педагогические

совещания

Мозговой штурм

В течение реализации

проекта

Администрация ДОУ,

представители родительского комитета

Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным

социумом

Административные совещания

Заседания Управляющего совета

В течение реализации

проекта

Администрация ДОУ

Третий этап– заключительный

Подведение итогов социального партнерства

Задачи

Мероприятия

Сроки

исполнения

Участники

Проведение анализа

проделанной работы

Мониторинг

Диагностика

Заседание гостиной

Апрель

Представители родительских сообществ,

педагоги

Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования

Размещение информации на сайте, создание страницы на сайте

Выступление на методических объединениях

Февраль – июнь

Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ

Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества

с семейным социумом

Анализ реализации

проекта

Открытое обсуждение с привлечением экспертов

Март - май

Представители родительских сообществ

Педагогический коллектив ДОУ

Таким образом, практико- ориентированный проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:

  • установление позитивных отношений с родителями;
  • расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
  • построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  • гармонизация детско – родительских отношений;
  • привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности функционирования ДОУ.

Литература.

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  2. Грибоедова Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 95 с.
  3. Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/ - М.: Просвещение, 2005.
  4. Горшненина В.В. и др. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. - Волгоград: Панорама, 2006.
  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2007.
  6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
  7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
  8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М.: Аркти, 2004.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Региональный институт педагогического образования

и дистанционного обучения

Курсовая работа

« Социальное проектирование в дошкольных

образовательных учреждениях».

Выполнила студентка

Регионального института

педагогического образования

и дистанционного обучения

направление « Педагогика»

4 курса группы 44

Гаврикова Ольга Геннадьевна

научный руководитель:

доктор педагогических наук

Волчегорская Евгения Юрьевна

Челябинск 2010

Введение________________________________________________2-3

4 - 26

1.1 Что такое социальное проектирование.____________________4 - 8

1.2 Понятие «Социальный проект» в теории педагогического исследования.

8 – 11

1.3 Этапы проектирования_________________________________12 - 17

1.4 Методики социального проектирования___________________17 - 21

1.5 Особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

21 - 25

Выводы по первой главе.___________________________________25 - 26

2.1 Социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семь

ями» _______________________________________________________27 – 29

Заключение.______________________________________________30 - 31

Список литературы________________________________________32 - 34

Приложение №1___________________________________________34 - 35

Приложение №2___________________________________________35 - 36

Приложение №3______________________________________________37

Введение.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями;

отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Проблема семейного неблагополучия как источника социальной нестабильности, детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства и, вследствие этого, правонарушений несовершеннолетних становится сегодня проблемой национальной безопасности.

В связи с актуальностью проблемы, возникает необходимость новых подходов к работе с семьей и с неблагополучной семьей в частности.

Цель исследования: разработать социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семьям».

Объект исследования: процесс воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: социальное проектирование в ДОУ.

Цель, объект и предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

2. Изучить особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

3. Разработать социальный проект: «Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями»

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Глава I. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

1.1. Что такое социальное проектирование.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве.

После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества.

Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования -проектирование ребенка нового типа».

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

Противоречивость социального объекта;

Многовекторность развития социального объекта;

Невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

Многофакторность бытия социального объекта;

Наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

Субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

Факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием ».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого человек получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика - это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Степашка»

Социальный проект

«Я и другие»

Новороманово

Аннотация

Проект «Я и другие» направлен на социально-личностное развитие дошкольника, его гендерную идентификацию. В проекте представлен методический материал из опыта работы ДОУ по социализации дошкольника, мини-проекты по данному направлению.

Материал поможет педагогам ДОУ повысить профессиональную компетентность по проблеме социально – личностного развития детей.

Введение в проект …………………………………………………………… 4

Этапы реализации проекта …………………………………………………….5

Мини-проект « Я - мальчик, я –девочка»………………………………….. 8

Мини - проект «Я и все, кто вокруг меня »……………………..…………… 20

Мини-проект «Искусство жить с детьми»………..…………………………………………………………….. 26

Мини - проект ««Овладение методами тестопластики для снятия гиперактивности у детей»…………………………………………………… 36

Список литературы ………………..…………………………………… ……44

Введение в проект

Актуальность.

Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, его полоролевая принадлежность, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, который строится на предметно-практической деятельности, что является необходимым звеном целостного процесса коммуникативного, духовного, нравственного и интеллектуального развития дошкольника с учетом гендерных особенностей.

Цель.

Создание условий для социально – личностного развития воспитанников с учетом гендерных особенностей, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Задачи:

1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной и гендерной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;

2. Создавать условия для полноценного социального и полоролевого развития детей.

3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную и гендерную компетентность.

Гипотеза.

Ставя во главу угла воспитательно-образовательной деятельности ДОУ социализацию личности ребенка, мы создадим условия для необходимого уровня его социально-личностного и гендерного развития, получения навыков социальной адаптации и тем самым подготовим ребенка к переходу на новую ступень образования в начальной школе.

Участники проекта:

педагоги ДОУ;

родители

Разработчики проекта:

Заведующий –

Воспитатель –

Воспитатель –

Педагог-психолог-

Воспитатель -

Ожидаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам социального и гендерного развития детей;

2. Становление основ социальной и гендерной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;

3. Разработка методических материалов по вопросам социально-личностного и полоролевого развития детей;

4. Педагогическое и правовое просвещение родителей по вопросам социализации и адаптации дошкольника

Перспектива.

Представление опыта работы в периодической печати «Ребенок в детском саду».

Этапы реализации проекта 2гг.

Этап

Цель

Форма

Срок

Ответст венные

Вводный

Изучение профессиональной компетентности педагогов, выяв­ление трудностей по вопросам социализации и полоролевой идентификации детей.

· Анализ психолого-педагогической литературы по социальному и гендерному развитию детей дошкольного возраста.

· Диагностика развития социальной и полоролевой компетентности детей

· Самоанализ педагогов

Сентябрь-

Сентябрь

Заведующий

Зам по ВМР

Основной этап

Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.

Разработка и

реализация программ и проектов по социально - личностному и гендерному развитию дошкольников

· Круглый стол

« Гендерные особенности личности ребёнка»

Деловая игра «Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста»

Тренинг для родителей

· «Если ребёнок не слушается»

· Дискуссия

«О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»

· Деловая игра «Социализация дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры»

· Тренинг для родителей «Причины детских конфликтов»

· Тренинг для педагогов «Проблемы адаптации ребенка в детском учреждении»

· Районное МО «Гендерные технологии в образовательном процессе»

· Проект «Искусство жить с детьми» - педагогическая и правовая работа с родителями

· Проект «Овладение методами тестопластики для снятия гиперактивности у детей»

· Проект по гендерному воспитанию «Я-мальчик, я - девочка»

Сентябрь

Заведующий

Зам по ВМР

Воспитатели

· Проект по социализации дошкольника «Я и все, кто вокруг меня»

· Рабочая программа кружка психологической адаптации

· Рабочая программа предшкольной подготовки «Играю и учусь»

«Я и другие»

ПРОЕКТ

«Я - мальчик, Я - девочка»

Составитель:

Воспитатель

Аннотация.

Проект «Я-мальчик, я-девочка» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.

Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Введение в проект.

Актуальность проекта . Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки),ее саморазвития начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности , их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта . Познавательно-творческий

Участники проекта . Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта . Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Задачи проекта :

· Активизировать представление детей о различиях полов(физических,поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;

· Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;

· Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;

· Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта «Я-мальчик, я-девочка» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный,поведенческий, ролевой и т. д.) , ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

· определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

· осознание собственного Я - мальчика(девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности(женственности);

· проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;

· желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок –своеобразная детская речь..

У родителей

· активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;

· проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

· содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;

· разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я –мальчик, я-девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;

· разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства» , «Воспитывать мальчишек», «Мамы по –прежнему много знают»

Игры мальчиков

Игры девочек

Этапы реализации проекта.

Цели этапа:

Предполагаемый результат

1.Проживание с детьми проблемной ситуации:

«Каким должен быть папа, какой должна быть мама»

2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания

с привлечением родителей.

1. Подготовка к жизни счастливого;эмоционально-благополучного ребенка.

2. Накопление и систематизация информации по проблеме.

1.Анкетирование для родителей

- «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?»

- «Какие мальчики и девочки?»

2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?»

3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»

4.Сбор материала тематическая папка(Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстники, эмоции, о поведении,этикет, народная культура, художественная литература о мальчиках и девочках, материал о защитниках отечества и профессиях, спорт, иллюстрации о жизни людей в других странах.) по теме;

5.Сбор фотографий на тему «Моя семья»;

6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек»;

7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков»,»Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!»,»Пять заповедей отцовства»

7.Фотоконкурс «Мисс шляпка»

Основной

1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика(девочки),

Активизация своего « я» в процессе совместной жизнедеятельности.

2. Активизировать свой поиск своего места в мире.

«Это-мужчина, это-женщина». Формирование у детей гендерной устойчивости.

1.Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я»в своей жизни.

2.Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена.

1.Моделирование ситуаций«Я и моя семья », «Кто живет в твоем сердце»

2. Проведение занятий с гендерной направленности: «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший».

3. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом»

4. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».

5.Конкурс чтецов «О маме(папе)».

6.Выставка детских рисунков. «Мой папа(мама)».

7.Персональная творческая выставка « Кем быть»

8. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ

9. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я - умелая семья»; в районном конкурсе, посвященном «Год космонавтики», «пожарная ярмарка»

10.Оформление творческой работы

«Мода»,»Наши прически»,»Мой любимый герой».

Итоговый

Презентация проекта.

Подведение итогов

1. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»

2.Создание альбомов «Я как мама(я как папа)»,«Мой самый счастливый день ».

3. Праздник «Маленькая красавица».

4. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»

Реализация проекта «Я - мальчик, я - девочка» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации. « Я –мальчик (девочка)», был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.

Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре в, и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я –мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.

Итогом реализации проекта явилась круглый стол для детей и членов их семей «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Папин портрет» , «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Мамин праздник», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношению друг к другу.

На наш взгляд, проект «Я - мальчик, я-девочка» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я - мальчика(девочки) .

Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Тема: « Моя мама»

Задачи:

· закреплять представления детей о том, что мама - самый дорогой человек на земле, которого нужно любить и беречь;

· разбудить желание детей поздравлять маму с праздником каждый день, то есть помогать маме

Предварительная работа: чтение сказки «Айога», цикла стихов Е. Благининой «О маме», рассказа В. Нестеренко «Мама, бабушка, сестра»; рассматривание иллюстраций на тему «Мать и дитя»; чтение и толкование пословиц о маме.

Воспитатель читает детям рассказ Ю. Яковлева «Мама».

Почему писатель говорит, что Родина начинается с мамы? (Ответы детей). Правильно, ведь мы появляемся на свет благодаря маме, она нас кормит, ухаживает за нами, когда мы беспомощны. Мама нас учит говорить, ходить, узнавать мир вокруг нас. Мама пожалеет, поможет в трудную минуту, похвалит, когда у нас все хорошо. Мама любит нас всегда.

Воспитатель читает стихотворение В. Шуграевой «Маме»

А что вы дарите мамам на праздник? (Ответы детей). Хорошо. Вы знаете, что подарки маме нужно делать не только на праздники, а каждый день, она этого заслужила.

А какие подарки мы можем делать мамам каждый день? (Ответы детей). Да, обнять, поцеловать, сказать ласковое слово, не капризничать и не огорчать маму, а иногда просто тихо посидеть, как в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине».

Кто хочет прочесть это стихотворение?

А вы помогаете маме? Как? Молодцы. Вы уже умеете заправлять кроватки, убирать свои игрушки, одежду, мыть посуду, вытирать со стола, пылесосить. Вот было бы здорово, если бы все ребята научились помогать маме не только в праздник, но и каждый день! Мы постараемся это сделать, правда, ребята?

Последующая работа: рисование «Портрет моей мамы», коллективное составление сказки «Мамины помощники».

Тема: «Мой папа »

Задачи:

· уточнить представления о профессиях пап, роли их в семье;

· воспитывать желание доставлять папе радость, делать ему подарки

Предварительная работа: чтение художественных произведений: Я Акима «Мужчина в доме», А. Гришина «На машине папа»; рассматривание иллюстраций на тему «Наши папы»

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Мой папа», затем проводится словесная игра « Какой мой папа?», где дети рассказывают о своем папе, его профессии, увлечениях.

Далее проходит встреча с папой, работающим пожарным в МЧС. Он рассказывает о своей профессии. Дети задают ему вопросы. Воспитатель организует при помощи папы дидактическую игру «Что нужно пожарному?», в ходе которой дети примеряют каску- шлем пожарного.

Последующая работа: Конструирование из бумаги «Подарок для папы», организация встреч с папами и дедушками ребят на тему «Профессии»

«Я и другие»

ПРОЕКТ

«Я и все кто вокруг меня»

Составитель: Дубинина Е А

воспитатель

с Новороманово

Аннотация.

Проект «Я и все кто вокруг меня» направлен на организацию особого рода взаимодействия педагогов и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности в период адаптации. В нём поставлены акценты на разработку содержания социально-эмоционального развития дошкольников, социальных проблемных ситуаций, усвоение способов жить среди людей. Проект ориентирует педагога на переосмысление позиции по отношению к ребёнку и необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнёрства и сотрудничества с семьей.

Данный материал поможет педагогам ДОУ в создании условий для социально-личностной деятельности в период адаптации.

Введение в проект.

Актуальность проекта . В современном образовании целью и результатом деятельности педагога выступает ребёнок, как высшая гуманистическая ценность, обладающая гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе и в социуме и сполна развивать свои способности. В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей, появляются новые социальные нормы и установки, меняются личностные эталоны и идеалы. Эти изменения в обществе повлияли на обновление содержания Российской системы дошкольного воспитания и образования, которое сегодня ориентировано на развитие личности. Гуманистические перспективы современной России вскоре востребуют собой личность, глубоко знающую себя, владеющую собой, самореализующуюся, т. е. творца своей субъектности и своей жизни.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, старшее поколение семьи, педагоги.

Цель проекта . Создание условий адаптации детей в социуме, активного действования в нём, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта

Раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка через игровую и познавательную деятельность ;

Оказать ребёнку необходимую помощь в период адаптации и включения в социальную жизнь;

Помочь семье поддерживать и укреплять меж поколенные связи, опираться на своё здоровое духовное начало для приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям.

Гипотеза реализации проекта. Реализация данного проекта позволит ребёнку безболезненно войти в человеческое сообщество, заложить фундамент будущих гармоничных отношений дошкольника с самим собой и окружающими

Реализация проекта в фотолетописи.

Этапы реализации проекта.

Цели этапа:

Осуществить диагностику реальных затруднений родителей.

2Установить контакт с родителями.

1.Заполнение индивидуального журнала ребёнка.

2.Анкета для родителей (социальная) 3.Анкета «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ»

4. Памятка для родителей

«Я уже детсадовец»

1.Знакомство детей группы с семьями друг друга.

2.Сбор фотографий для семейного альбома.

3.Экскурсии по саду

Основной

1.Помочь родителям овладеть методами руководства детской игрой

2.Совершенствовать систему совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и развитие личности.

1.Дидактические игры по адаптации совместно с родителями. «Ляля заболела»

«Гости», «Волшебные превращения», «Ходим-бегаем-Танцуем»

2.Пальчиковые игры «Помощники», «Семья», «Черепашка».

1.Создание «Почтового ящика»-вопросы о проблемах детского развития, интересующие родителей.

2.Игры с имитацией движений «На водопой »,»Веселись, детвора»,»Мы весёлые мартышки».

3 Консультации «Зарядка вместе с мамой»,»Правила организации режимных моментов»,»Зарядка для профилактики плоскостопия».

4.Проведение праздников вместе с родителями

«Здравствуй, осень золотая!»,»День матери», «Новый год»,23 февраля , 8 марта ,»Праздник Весны».

5.Дни открытых дверей.

Итоговый

Презентация проекта.

Подведение итогов проекта.

1.Представление семейного альбома «Я и все кто вокруг меня»

2. Концерт с участием всей семьи.

3.Спортивный праздник «Сильные, смелые, здоровые, умелые!»

Ожидаемые результаты проекта

У детей

· сохранение чувства защищённости и внутренней свободы;

· доверие к окружающему миру;

· смягчение социальной напряжённости при переходе из семьи в ДОУ, восстановление душевного равновесия ребёнка.

У родителей

· формирование потребности в частом индивидуальном общении с детьми;

· обогащение воспитательных умений, поддерживание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

У педагогов

· оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;

· выработка единого стиля воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

Реализация содержания проекта.

По результатам анкет были выявлены индивидуальные особенности каждого ребёнка, что помогло воспитателю в планировании воспитательно-образовательного процесса. Частые встречи с родителями, которые участвуют в воспитательно-образовательном процессе группы, помогли наладить взаимодействие педагогов с семьями детей, создали атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Совместные дидактические игры (дети и родители) способствовали плавному переходу от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию детей в ДОУ..

Дети очень эмоционально восприняли пальчиковые игры, игры с имитацией движений, хороводные и с большим удовольствием в них играли.

В рамках проекта был оформлен альбом « Я и все кто вокруг меня» При рассматривании фотографий дети с восторгом находили своих пап и мам, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

Таким образом, реализация проекта «Я и все, кто вокруг меня» способствует социализации дошкольников, складыванию единого воспитательного пространства «Детский сад-семья»

Проект

«Искусство жить с детьми»

Составитель:

Кострицына Т. Ф

педагог - психолог

Аннотация

В данном проекте представлена форма работы с родителями из дезадаптированных семей с целью более эффективного вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, преодоления кризиса в семейных отношениях.

Разработан разнообразный методический материал: консультации для родителей по проблеме нарушения прав детей и жестокого обращения с ними; оформлен стенд «Конвенция ООН «О правах ребенка»; создана «Почта Надежды», организованы дополнительные услуги «Кружок семейной оздоровительной гимнастики», «Кружок психологической адаптации» .

Данный материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проективного метода в работе с неблагополучными семьями.


Введение в проект

Актуальность проекта . Современная семья как основная часть общества-неотъемлемая часть механизмов общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не сказываться на детско-родительских отношений. Почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлениями жестокости, давления со стороны родителей.

Согласно исследованием, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. С каждым годом возрастает количество неблагополучных семей в нашей стране. Незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, их низкая и правовая, и педагогическая компетентность, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи неминуемо приводят к нарушению прав дошкольников, серьёзным психологическим травмам и росту детской безнадзорности. Поэтому неслучайно семьи группы риска нуждаются в высокопрофессиональной помощи специалистов, для этого налажены связи с органами социальной защиты , социальным педагогом школы, инспектором по делам несовершеннолетних, которые объединены в рамках профилактической работы на базе МДОУ «Степашка».

Тенденция увеличения неблагополучных семей подтолкнула нас провести социологическое исследование семей дошкольников в с. Новороманово, и выявило 21 неблагополучную семью, где имеются дети дошкольного возраста.

В ходе исследования были отмечены факторы влияющие на возникновение и увеличение неблагополучных семей в селе:

На территории села находится колония-поселение. Осужденные, после освобождения в большинстве случаев остаются в селе и создают семьи, которые пополняют категорию неблагополучных;

Миграция неблагополучных семей из г. Барнаула;

Рост разводов, одиноких матерей;

Низкая педагогическая и правовая компетентность родителей

С целью предупреждения и профилактики семейного неблагополучия, создания условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания был разработан образовательный проект «Искусство жить с детьми».

Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.

Участники проекта. Реализация проекта проводится с детьми дошкольного возраста, с родителями воспитанников, также с привлечением специалистов детского сада - воспитатели, педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Цель проекта: Создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространения позитивного опыта семейного воспитания.

Задачи проекта:

Предупреждение и профилактика семейного неблагополучия;

Проектирование модели взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития личности ребёнка;

Выработка индивидуальной тактики взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Гипотеза реализации проекта

При условиях профилактической работы:

Раннее выявление признаков неблагополучия;

Повышение уровня педагогической культуры родителей;

Овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;

Посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ

повысится эффективность работы по предупреждению и профилактики семейного неблагополучия, создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности родителей, а также распространение позитивного опыта семейного воспитания

Ожидаемые результаты проекта.

У детей

Развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека, а также повышение уровня навыков общения в различных жизненных ситуациях.

У родителей

- повышение педагогической и правовой компетентности родителей, взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

У педагогов

- повышение педагогической компетентности воспитателей по проблеме семейного неблагополучия;

Разработка методического материала.

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта.

Цели этапа

Сбор информации, материала по проблеме

1.Формирование целей и задач проекта.

2.Анализ педагогической литературы по проблеме семейного неблагополучия.

3.Подбор анкет, консультаций для родителей.

4.Разработка перспективного плана мероприятий .

Основной

Определение социального статуса семей воспитанников.

Получение информации от родителей воспитанников.

Выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Повысить правовую и педагогическую компетентность родителей.

На основе анализа записок планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Формирование основ здорового образа жизни не только дома, но и в детском саду. Создание психологического комфорта

1. Социологические исследования:

б) определение микроклимата в семье

2. Анкетирование «Родительское сочинение» (автор В. В Сталин, адаптация А. И Тащевой) «Защита прав детей в семьях воспитанников».

«Права ребёнка в детском саду и семье».

«Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?»

3. Подведение итогов анкетирования

4. Оформление информационного стенда: «Конвенция ООН»; « О правах ребёнка»; «Защита прав и достойность маленького ребёнка»; Памятка « Родителям о воспитании детей»

5. « Почта Надежды»(в игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде)

6.Организация дополнительных услуг: «Кружок семейной оздоровительной гимнастики».

«Кружок психологической адаптации»

Дать родителям квалифицированный совет. Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по вопросу.

Определение роли отца в жизни ребёнка.

7.Консультации для родителей: «Воспитание и наказание»

«Можно ли наказывать детей?»

«Секреты ласкового воспитания»

«Чем и как занять ребёнка дома»

8.Родительское собрание на тему: «Какой хороший папа!»

Работа с детьми

Изучение самочувствия ребенка в семье.

Формирование основ здорового образа жизни в привлечении родителей.

Поддержание традиций бережного отношения к матери. Закрепление семейных устоев.

Подарить детям много радости и веселья. Ведь ничего не может быть дороже детских улыбок!

1. Диагностика, наблюдения

2.День здоровья. Совместное мероприятие детей и родителей.

3. Праздник приуроченный ко Дню матери «Планета непослушания»; изготовление поздравительных открыток для мам.

4.Праздник приуроченный к Дню защиты детей

«Пусть всегда буду я»

Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности.

5.Выставка рисунков «Моя семья» Совместное рисование детей и родителей.

Итоговый

Подведение итогов реализации проекта.

1.Презентация проекта: День семьи «Семейного счастья» 2.Выставка рисунков «Моя семья» 3.Оформление папки «В мире мудрых мыслей»

Реализация проекта.

В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы. Анализ социологических исследований, анкетирования, наблюдение показали, что в настоящее время проблемы нарушений прав детей и жестокого обращения с ними, не утрачивают своей актуальности. В селе много неблагополучных семей, уровень педагогической и правовой компетентности родителей низок.

Для решения данной проблемы был создан проект «Искусство жить с детьми», в реализации которого приняли участие: родители, дети, специалисты МДОУ д/с «Степашка».

Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были проведены: консультации для родителей «Воспитание и наказание»; «Можно ли наказывать детей»; « Чем и как занять ребёнка дома»; проведено родительское собрание «Какой хороший папа!»; целью которого было, определение роли отца в жизни ребёнка.

Организация совместных мероприятий: «День здоровья»; «Кружок семейной оздоровительной гимнастики»; цели таких мероприятий – формирование основ здорового образа жизни не только в детском саду, но и в семье.

Анализ эффективности проведенных мероприятий показал, что удовлетворенность родителей оказанными услугами и их степень участия в процессе воспитания и обучения детей повысилась.

Таким образом, образовательный проект «Искусство жить с детьми» способствовал повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

Родители стали уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Педагоги получили дополнительную информацию об условиях пребывания детей дома, взаимоотношениях воспитателей с родителями.

Созданные для профилактики семейного неблагополучия, условия способствовали снижению остроты проявления кризиса в семьях. Данная работа ведется и в настоящее время, что позволяет своевременно выявлять детей, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, и оказывать им помощь.

«Я и другие»

ПРОЕКТ

«Овладение методами тестопластики для снятия гиперактивности у детей»

Составитель:

Воспитатель

с. Новороманово

Аннотация.

Проект «Овладение методами тестопластики для снятия гиперактивности у детей» направлен на организацию особого рода взаимодействия педагога и детей с гиперактивным поведением. В нём поставлены акценты на разработку содержания социально-эмоционального развития дошкольников, приобщения их к искусству, к самостоятельной творческой деятельности посредством лепки из теста. Проект направлен на создание условий для психологического комфорта гиперактивных детей, для эффективного освоения ими методов работы с тестом с учетом индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, а также для привлечения семьи к процессу воспитания ребенка.

Актуальность

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.

Из теста выпекали декоративные изделия. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии принято было изготавливать пасхальные и рождественские сувениры. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благоденствие . Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного тести рождественские украшения, а для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов расположены в мышцах) – это своего рода маленькие чуткие исследователи, особо воспринимающие устройство, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. «Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга», - писал М. Горький.

Гиперактивность – это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы. Если не обращать на это внимание, ребенок будет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками. Поэтому с ним нужно и читать, рисовать, лепить, играть в пассивные игры.

Когда ребенок лепит:

Развивается его мелкая моторика рук;

Совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, -

Влияет на развитие речи и мышления.

Именно поэтому я рекомендую чаще заниматься лепкой шумным, активным, возбудимым детям. Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять этой работе, я взяла вести в своей группе во второй половине дня кружок «Тестопластика». Занятия по работе с тестом дают возможность всестороннего развития ребенка. Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение.

Цель:

Создать условия для психологического комфорта гиперактивных детей, для эффективного освоения ими методов работы с тестом с учетом индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.

Задачи:

1. Приобщить детей к народному искусству.

2. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности.

3. Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

4. Воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

5. Помочь детям в их желании сделать свои работы существенно значимыми.

6. Развить координацию и тактильные ощущения рук.

Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов

Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику.

Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с заторможенным умственным развитием. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относится к ошибкам детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.

Реализация проекта в фотолетописи

«Эффективен тот метод, который приобщает к деятельности».

Занятие тестопластикой дает возможность всестороннего развития ребенка и способствует его умственному, нравственному, эстетическому воспитанию. Для этого необходимо:

1. Построить общение с детьми, уделив внимание каждому: проводить занятия по подгруппам 6-8 человек.

2. Создавать мотивацию по теме занятия, поддерживать уверенность в собственных возможностях.

3. Планируя работу на следующий год, продолжить углубленное изучение технологии тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы деятельности с тестом. Особое место будет уделятся совместному творчеству, изготовлению сувениров, барельефов , игрушек, коллективных панно.

Эффективен прием: предложить детям обыграть поделку, или украсить сырое изделие мелким бисером, стразами, пуговицами. Дети с большим удовольствием лепят и украшают подарки для своих родных и близких.

Организация и развитие предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские сюжеты из плоских фигурок по сказкам, которые украсили интерьер группы (рамки для фотографий, поделки для сказок, для магазина).Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Во время занятий с тестом дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.

Организация и проведение занятий по тестопластике

Проводятся по подгруппам 6-8 детей старшей и подготовительной к школе групп, 1 раз в неделю во второй половине дня.

Примерная структура занятий:

1. Демонстрация изделия из теста. Рассматривание. Педагог нацеливает детей на выполнение задания, рассказывает им о предстоящей работе.

2. Уточнение приемов лепки. Дети объясняют, как они представляют выполнение данного задания.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. По ходу работы детям оказывается индивидуальная помощь, уточняются приемы лепки, активизируется словарь.

5. Педагог заблаговременно напоминает дошкольникам об окончании работ.

6. Положительный анализ детских работ.

Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. Его можно заготовить впрок (хранить в холодильнике несколько дней). Можно сделать цветным, добавляя краски при замешивании в воду или раскрасив после обжига и сушки. С поделками можно играть, украсить свой дом, подарить сувениры.

Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 0,5 стакана воды. Замесить до консистенции пластилина. Чтобы поделки не трескались, сушить в духовом шкафу при 100-150 градусов 5-8 минут.

Реализация проекта

В первую очередь было проведено ряд пробных занятий, «Угощение для кукол», поделки для сюжетно-ролевой игры «Кондитерский магазин». По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.). Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки, новогодние игрушки, лепили печенье «чудные фигурки», «вареники», пирожные «разноцветные колобки» и т. д. Угощали гостей, малышей, работников кухни. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.

Темы для лепки: котик, собачка, снеговик, коровка. И последней темой берется - «по замыслу».

В процессе деятельности у детей часто возникают ситуации, которые требуют особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание возникающих негативных ситуаций (порицания, критика, неодобрение). Нужно четко и понятно указать на это ребенку, например, «Ты сегодня быстро выполнил свою работу», «Ты меня огорчил тем, что отвлекал всех на занятии».

Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого было сделано много разнообразных фигурок из соленого теста, проведена выставку поделок «С днем Пасхи», сувениры ко Дню космонавтики. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, отмечают, какими приемами они сделаны.

Список литературы

1. Таинства педагогического проектирования в ДОУ Организация воспитательно-образовательного процесса на основе совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие. – Барнаул, 2009. – 76с.

2. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Здоровьесберегающая педагогика.-М., 2003

3. Данкевич Е. Лепим из соленого теста.- М., 2008

4. , Мерзлякова ребенка дошкольника: программа «Росинка».-М., 2009

5. Кожохина в мир искусства.- М., 2009

Список литературы

1. «Тематические тренинги с педагогами групп кратковременного пребывания» «Справочник старшего воспитателя» 33/2007 г. – 42 с

2. «Практикум по социально – педагогическим дисциплинам»: учебное пособие , Барнаул: БГПУ, 200с

3. «Педагогу о психическом здоровье дошкольников»: Методическое пособие. – Барнаул: 2008. – 119 с.

4. «Программа социально эмоционального развития детей дошкольного возраста «Расти счастливым». – Барнаул: АКИПКРО, 2002. – 132 с.

5. «Ребята давайте жить дружно» Методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2007 – 60 с

6. «Социализация дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры» Методические рекомендации для педагогов ДОУ, студентов - Барнаул: АКИПКРО, 2004. – 36 с

7. «Социально – личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования . – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с

8. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

В 60-70 годы идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребёнок почти полностью идентифицирует себя с семьёй и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут быть успешно решены в случае, если детский сад поддерживает связь с семьёй, между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Цель проекта : Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей. Сплочение родительского коллектива.

Задачи проекта: Формирование у детей чувства единения вместе с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Создание в группе доверительных отношений, доброй атмосферы для дальнейшего сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Проблемные вопросы: Как создаётся альбом? Что должно входить в альбом? Для чего нужен альбом «Вот какой я?»

Участники: Родители, дети 4-х лет, воспитатели.

Место создания альбомов: Домашние условия.

Время проведения: Конец сентября - начало октября.

Учебный предмет: Ознакомление с окружающей действительностью.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Разделы альбома:

  • Я люблю…
  • Я не люблю…
  • Я боюсь…
  • Я хочу, чтобы…
  • Мой любимый праздник…

Организационный этап: Выставка альбомов «Вот какой я!»

Этапы проведения: В подготовительном этапе с родителями была проведена беседа по поводу создания альбомов «Вот, какой я!» индивидуального для каждой семьи. Даны рекомендации по оформлению альбомов: с использованием рисунков детей, аппликаций, фотографий, кратким описательным рассказом по разделам включающихся в альбом.

В течении двух недель родители и дети создавали свои альбомы. В итоге, после создания альбомов, была организована их выставка в родительском уголке. Альбомы оформлены в папках с файлами очень красочно, с небольшими рассказами о семье и ребенке.

Альбомы сопровождаются рисунками детей, дополняющими раздел, «что я люблю рисовать», фотографиями подтверждающими разделы «что я люблю…», «мой любимый праздник», «мои друзья». Некоторые семьи оформляли альбом в стихотворной форме, что при просмотре можно было прочитать как сказку, и дети слушали с удовольствием.

При создании альбомов было заметно, как дети в общении со сверстниками в группе обменивались мнениями, что они дома с мамами и папами, бабушками и дедушками, «творят» что-то хорошее, доброе, красивое.

В ходе выставки ребята дружно, эмоционально, коллективно, сидя за одним большим столом, хотя в этом возрасте 4-х лет еще нет полной сформированности к коллективизму, рассказывали, показывали и объясняли значимость каждой фотографии, рисунков в своем альбоме. Также у детей пополнялся и обогащался словарный запас, по фотографиям происходило ознакомление с окружающей действительностью. Можно было заметить, как самим родителям было интересно работать над альбомами.

После выставки альбомов дети долгое время прибегали к их просмотру. В конечном итоге для альбомов было отведено определенное место в специальном уголке, где дети в любое время могли бы взять свой альбом, либо альбом сверстника и «пробежаться» по ним взглядом, при этом помня, « Что мы это сделали всей семьей».

Цель проекта создания альбомов «Вот какой я!» достигнута: отношения родителей, детей и воспитателей изменились, все стали более сплоченными, дружными. Доверительные отношения сложились на будущие годы пребывания ребенка в детском саду. Несомненен нравственный результат такой работы, создалась реальная возможность сблизить родителей и детей.

Использованная литература:

1. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

2. http://www.detskiysad.ru

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1987.

4. Журнал «Дошкольная педагогика» № 2. 2008 г.

Вверх