Психология общения. Виды и уровни общения, формальное и неформальное общение Чем формальное общение отличается от неформального

У каждого из нас есть свой опыт дружбы на работе. Хотя к перспективам подобных отношений многие относятся скептически. И это неудивительно! Неформальное общение между коллегами предполагает большую открытость, умение найти компромисс между личным и рабочим, принятие неизбежных отличий в полномочиях и перспективах (разница в зарплате, уровень доступа к информации, скорость продвижения по карьерной лестнице). Нелегкие испытания для дружбы… Что же делать? Не претендуя на полноту изложения, давайте попытаемся ответить на этот вечный вопрос.

Психологический комментарий

Надо признать, что неформальное общение является важным механизмом, обуславливающим отношения между людьми в любом коллективе. Но для начала давайте, как говорят психологи, определимся в понятиях.

Формальным мы будем называть общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами.

Неформальное общение - это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии.

Неформальные отношения с научной точки зрения - малоизученное явление. Часто внешне они могут никак не проявляться, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны. И нет нужды их демонстрировать, так как человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем. Вам наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесными формулами.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:


  1. «Пара» - два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.
  2. «Треугольник» - три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.
  3. «Квадрат» - может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.
  4. «Цепочка» - это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».
  5. «Звезда» - основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно - наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

Поговорим о преимуществах

Думаю, что вы не станете отрицать наличие в вашей компании, как во всякой формальной группе, неформальных отношений, которые во многом определяют микроклимат и внутреннюю атмосферу в коллективе. Влияние неформальных отношений на вашу работу и работу офиса в целом переоценить трудно. Ведь несмотря на все ограничения и аргументы «против», присутствие товарища дает вам немало преимуществ. Приведем некоторые из них.

«Защищенный тыл» - это особенно важно в условиях кризиса или при работе над ответственным заданием. От друзей обычно ждут поддержки, охотнее прислушиваются к их идеям в решении трудной задачи. А если вас постигла неудача или очередное «воспитательное воздействие» со стороны руководителя, то именно «свой» человек выслушает, поймет и встанет на вашу сторону.

«Дипломатия» - возможность обсудить конфиденциальную или негативную информацию без риска ее утечки. При этом проводить обсуждение можно и в нерабочее время. Приятельница, в отличие от рядового сотрудника, с пониманием отнесется к вашему звонку поздним вечером или в выходной день.

«Правдивые отчеты» - друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате вы становитесь обладательницей точной информации о положении дел в отделе или в определенном рабочем направлении, знаете мнение о вас и вашей работе. Возможность видеть ситуацию в коллективе как бы со стороны всегда поможет в построении отношений с другими сотрудниками и принятии необходимых решений.

«Посредническая миссия» - подруга по определению является вашими «глазами и ушами». В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. Именно она становится идеальным «передаточным звеном», способным в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения в сложной или конфликтной ситуации и получить искреннюю поддержку и понимание.

«Личный психотерапевт» - иногда организация или ее руководитель настолько жестко навязывают дисциплину, соответствующие рамки и правила, что это вызывает напряженность, из такой ситуации хочется поскорее «выйти». Таким возможным «бегством» и становится неформальное общение. И в этом смысле оно имеет реальное «терапевтическое» значение.

Итак, неформальное общение между сотрудниками неизменно «вырастает» из дружеских отношений, не определяемых должностными инструкциями. Будучи участниками таких взаимоотношений, вы связаны с коллегами общностью взглядов и переживаний, склонностей и интересов. У вас нет указаний на обязанности, согласованных ролей и, тем не менее в определенной мере ваши тесные неформальные контакты влияют как на вашу позицию в коллективе, так и на общую картину взаимоотношений в организации. Именно это общение усиливает чувство солидарности и причастности к коллективу, проявляющееся не только в рабочее время, но и в часы совместного отдыха.

Таким образом, дружба во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в компании и создают основу для развития каждого члена организации и коллектива в целом.

Трудности и противоречия

Наверное, невозможно однозначно оценить все «за» и «против» неформального общения на работе. Тем более что грань между формальным и неформальным всегда размыта. С одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения и устранить личные интересы из взаимодействия в рабочем коллективе. А с другой - в неформальном общении всегда будут существовать моменты, негативно влияющие на вашу работу и на работу ваших коллег. Рассмотрим небольшой перечень таких противоречий.


  1. Общественное мнение. Приятельские отношения с коллегой часто вызывают ревностные чувства у остальных, тем более, если ваша связь не одобряется. Промахи вашего друга могут быть преувеличены, а вас могут обвинить в укрывательстве и бездеятельности.
  2. Дружба с руководителем. Такие отношения неизбежно вызывают подозрения, слухи, домыслы и даже зависть со стороны коллег. Все ваши поступки рассматриваются под микроскопом и судят о них куда строже, чем о действиях тех, кто не отмечен особым благоволением руководителя.
  3. Дружеские манипуляции. Неприятно, но факт: «старая дружба» нередко становится оправданием для коллеги, работающего спустя рукава или позволяющего себе опаздывать, много болеть, затягивать выполнение заданий и при этом просить: «Войди в мое положение, прикрой, ты же знаешь, какая у меня сейчас ситуация…»
  4. Эмоциональная созависимость. Неформальное общение требует от партнеров постоянной эмоциональной отдачи. А это, к сожалению, трудновыполнимая задача. Вспомните, какую тревогу может вызвать внезапный холодный тон расположенного к вам человека. Как этот тон, отстраненность заставляют вас искать причину изменения отношений, пересматривать свои поступки и поведение в недавнем прошлом, искать пути сближения. Такое несоответствие часто вносит эмоциональную нестабильность в контакты и мешает работе.
  5. Вопросы этики. Доступ к конфиденциальной информации может иметь для вас отрицательные последствия. Узнав об организационном кризисе, недоразумениях с налоговой инспекцией, затяжных финансовых проблемах придется сделать нелегкий выбор - остаться или думать о собственном благополучии и подыскивать себе другое место. К тому же в такой ситуации придется скрывать неприятную правду от коллег.

Эти и другие тонкости неформального общения иногда являются причиной обострения отношений между друзьями и во всем коллективе. К сожалению, вам, наверное, приходилось быть в ситуации, когда дружеские связи разрывались из-за описанных выше моментов, отсутствия зафиксированных прав и обязанностей, несоблюдения элементарных договоренностей, а также личностных особенностей ваших коллег. Например, вы постоянно работаете сверхурочно (без дополнительной оплаты), выполняя работу вашего друга (будь то рядовой сотрудник или руководитель), вам расширяют сферу ответственности, ссылаясь на то, что вы - человек, на которого можно положиться, который «все понимает» и не оставит в трудную минуту. В такой ситуации спустя какое-то время неизбежно возникает устойчивое ощущение, что вас используют. Оно трансформируется сначала в обиду, потом - в обвинение, а за этим следует напряжение, а возможно, и разрыв отношений - как официальных, так и дружеских.

Этот пример вовсе не означает, что нельзя работать с друзьями или же необходимо четко проводить границу: «До шести мы с тобой работаем, а после шести - дружим». Это как раз тот случай, когда просто необходима некоторая формализация отношений - пусть не в виде должностной инструкции, но в виде зафиксированного круга обязанностей и полномочий. Кроме белого и черного, существуют и промежуточные варианты, поэтому вам придется держать в фокусе обе задачи:


  • укрепление и развитие ваших отношений;
  • создание гибких, адекватных организационным задачам договоренностей, правил и обязательств в общении с друзьями на работе.

Социальные психологи считают, что дружба бывает очень полезна бизнесу, если вырастает из деловых совместных интересов. Правда, как бы тесно ни общались люди на личностном уровне, формальные отношения имеют специфику, которую нельзя сбрасывать со счетов. Всегда есть риск, что один из друзей проявит себя как «предатель». Выяснение отношений, взаимные обиды и претензии становятся достоянием всего коллектива. В результате страдает и общее дело, и дружба. Но прогноз может быть и оптимистичным, если в «рабочей дружбе» следовать главному правилу - четко разделять личные и деловые интересы. Конечно, коллектив, как «старший брат», знает все. Однако не стоит лишний раз демонстрировать, что вы с другом-коллегой - «заговорщики». Поэтому, если вы не уверены в том, что сможете проявить необходимый такт и соблюсти вышеназванные ограничения, лучше не рисковать и работать с друзьями в разных компаниях.

Посетители и дистанция

Еще одной важной темой, имеющей непосредственное отношение к неформальному общению на работе, является вопрос об установлении контакта с посетителями.

Поиск правильной формы обращения к визитеру требует достаточного уровня компетентности, учета норм этикета и правил приличия, принятых в вашей профессиональной деятельности. Закономерно, что выбор обращения диктуется обстоятельствами и местом беседы, характером взаимоотношений, культурой и воспитанностью посетителя. В то же время завязав непринужденный разговор на интересную и приятную для посетителя тему (чаще всего возникающий случайно, возможно, из впечатления настоящего момента, в связи с событиями, происходящими «здесь и теперь», или событиями, связывающими вас с собеседником ранее), вы будете выглядеть более профессионально, нежели отвернувшись к компьютеру и занявшись текущими делами.

Конечно, личные качества посетителя имеют первостепенное значение для выбора соответствующей случаю темы беседы и вообще желания выходить за рамки формального общения. Думаю, что чаще всего вы находите наиболее уместные темы без напряжения, легко идете на контакт тогда, когда собеседник приятен вам, близок вашим представлениям, ожиданиям и установкам. А если нет? В таких случаях необходимо помнить, что неформальный разговор с посетителем является частью вашей работы и, безусловно, с одной стороны, дает возможность заполнить возникшую паузу в ожидании события, встречи, а с другой - выражает уважение к нему. Вроде бы разговор ни о чем, а гость чувствует внимание к себе, признание собственной ценности и значимости. В результате такого общения вы усилите позитивное эмоциональное состояние посетителя и получите свой аванс доверия.

При построении неформального общения с гостями офиса особое внимание следует обратить на правильный выбор «зональных пространств». Эти пространства определяют территориальную дистанцию, удобную для общения с тем или иным человеком. Такая дистанция между вами, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается с первых минут и зависит от ряда ситуативных и личностных моментов, а также может по-разному оцениваться вами и посетителем. Учитывая это, вы можете выбрать одну из четырех зон:


  • Интимная зона (15 сантиметров) - главная для каждого человека, именно ее мы охраняем как будто это наша частная собственность. Разрешение проникнуть в эту зону мы даем только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с нами (дети, родители, супруг, близкие друзья и родственники). Как правило, если посетитель нарушает границу этой зоны (независимо от того, женщина это или мужчина), то вы непроизвольно начинаете испытывать дискомфорт и стараетесь любым способом отодвинуться от него.
  • Личная зона (до 0,5 метра) - считается наилучшей для общения в коллективе. Именно она позволяет реализовать основной принцип деловых отношений - рациональность, поиск способов эффективного сотрудничества и установление взаимного доверия. Думаю, что личная зона является оптимальной при выборе дистанции для общения с посетителем, которого вы хорошо знаете и поведение которого можете предугадать. Взаимодействие именно на такой дистанции поможет лучше почувствовать эмоциональный настрой гостя.
  • Социальная зона (до 1,2 метра) - на таком расстоянии мы, как правило, держимся при случайных встречах, с малознакомыми людьми или в ситуации жестко регламентированного формального общения. Указанная зона может быть выбрана при общении с посетителем, который вам незнаком и личностные характеристики которого вы затрудняетесь определить.
  • Публичная зона (свыше 1,2 метра) - используется, как правило, при работе с большой группой посетителей или на совещании. Хотя, наверное, иногда вам хотелось бы, общаясь с гостем, оказаться на расстоянии еще большем, чем эта зона.

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное.

Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (пассажиры и т.п.).

Формальное общение – различной продолжительности связи между людьми, которые выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, врач – больной и т.д.

Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т.д.).

Деловое общение возникает в ситуации, когда интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (обман, псевдодоброта и т.п.)

Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Условно можно выделить три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике и т.п. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.

Практически для каждого важно уметь общаться таким образом, чтобы его правильно понимали, слушали и слышали. В большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это его вина, если он не смог привлечь внимания к главному. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная.

Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего, неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении.

Интерактивная сторона общения. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом – что он нам льстит, в третьем – что он нас куда-то «толкает». Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм – принятых в обществе образцов поведения. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний.

Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения. Вопросы о том, как происходит «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встает перед каждым из нас.

Психологами определены несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Самоподача (самопрезентация) как механизм социального восприятия. Под этим механизмом понимается способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. К подобным механизмам социального восприятия относятся самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. Этот механизм имеет большое значение для руководителей, преподавателей и др.

Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Правило самоподачи привлекательности гласит: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.

Самоподача отношения. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы нам хорошо известны по приемам, используемым подхалимами.

Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», являются достаточно простыми и всем доступными средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой. Указанная самоподача может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

Средства общения. Общение, будучи сложным социально-психо­логическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).

Речь как вербальное средство общения одновременно выступает и источником информации и способом воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз.

2. Речевые звуковые явления, к которым относятся: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 % («Говорим голосом, беседуем всем телом», – говорил Публиций).

Среди вербальных средств общения выделяют также похвалу, комплименты и поддержку.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинесика изучает мимику, жестику, пантомимику.

2. Такесика изучает прикосновения, поглаживания, отталкивания и др.).

3. Проксемика исследует расположение объектов общения в пространстве.

Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

интимная (15–45 см), в которую допускаются лишь хорошо знакомые люди;

личная, или персональная, зона (45–120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами;

социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в публичных помещениях;

публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и т.д.

Мимика – движение мышц лица, несет свыше 70 % информации. Лицо человека может сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что если глаза человека встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, значит он лжет.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Все жесты можно разделить на пять групп.

1. Жесты–иллюстраторы – это жесты сообщения: своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты–регуляторы выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, движения руками и пр.).

3. Жесты–эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (жесты, обозначающие «здравствуйте», «до свидания» и пр.).

4. Жесты–адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук: почесывание, касания партнера, поглаживание).

5. Жесты–аффекторы выражают определенные эмоции через движение тела и мышц лица.

В процессе общения используют множество видов жестов: жесты оценки (почесывание подбородка), жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды), жесты нервозности (переплетение пальцев рук), жесты самоконтроля (сведенные за спину руки), жесты ожидания (потирание ладоней), жесты отрицания (скрещенные на груди руки), жесты расположения (прикосновение к собеседнику), жесты доминирования (выставление больших пальцев напоказ), жесты неискренности (прикрывание рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд) и др.

Взаимодействие в общении. Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. По общим характерным чертам их можно объединить в три группы:

доминантность – недоминантность;

мобильность – ригидность;

экстраверсия – интроверсия.

Доминантный собеседник – человек жесткий, напористый, легко перебивает других, насмешлив, резок и груб.

Недоминантный собеседник очень чуток к внешним признакам вашей силы. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить собеседника.

Мобильный собеседник с легкостью переключается с других занятий на общение. Речь его быстра, даже тороплива, проститься с ним так же легко, как и разговориться.

Ригидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно. В общении с ним надо поставить перед собой задачу долготерпения.

Экстраверт весьма расположен к общению, он без общения скучает. Он любопытен ко всем сторонам жизни людей.

Интроверт не склонен к внешней коммуникации. Он тяготится контактами. Для общения он выбирает всего двух–трех собеседников, обычно похожих на него самого. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз.

Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. К примеру, синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система зрительная (визуальная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в картинках. Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним.

Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.п.

Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т.д.

Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т.д.

Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их:

– учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;

– позитивно формулировать свои цели общения;

– понимать и учитывать цели и интересы собеседника;

– быть гибким в общении;

– проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника;

– входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;

– своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов «формальное/неформальное общение», в отличие от обозначений «официальное» и «неофициальное», поскольку официальные отношения «руководитель–подчиненный» могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала способов психологического (а не служебного, нормативного, институционального) воздействия.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на «ты».

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

Важнейшую роль для контактного общения играет такая структурно-функциональная сторона общения, как процессы социальной перцепции. При неполном и неадекватном восприятии установление психологического контакта невозможно.

Контактное общение пронизывает все виды общения, служит базой, условием и необходимым компонентом делового, профессионального, дружеского общения.

Для оценки успешности неформального общения следует использовать особые критерии. В функциональном ролевом межличностном общении, которое протекает согласно культурно обусловленным правилам и является нормативным по самой своей природе, важно выполнение требований роли и ожиданий ролевого партнера. Его успешность обусловлена иными факторами, чем успешность неформального межличностного общения, и может снижаться или увеличиваться, если человек выходит за рамки роли, включает во взаимодействие с другими элементы неформального общения.

Например, опытный врач при выходе за рамки профессионально-ролевой беседы с пациентом может получить важные сведения для точного диагностирования. Доверительная беседа выявляет наличие психотравмы как своеобразного «провокатора» соматических нарушений типа язвы. Вопрос соотношения формального и неформального общения в разных видах профессиональной и производственной деятельности давно поставлен Э. Мэйо и решается в плане повышения успешности деятельности через подключение, организацию неформального общения.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

Практическая работа № 1

Тема: «Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения»

Цель: рассмотреть отличия в формальном и неформальном общении, сформулировать представление о формах и способах доверчивого общения, раскрыть основные отличия мужского и женского стилей общения в управлении»

1 . Функции формального и неформального общения

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов "формальное/неформальное общение", в отличие от обозначений "официальное" и "неофициальное", поскольку официальные отношения "руководитель- подчиненный" могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на "ты".

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

Организация совместной деятельности;

Познание людьми друг друга;

Формирование и развитие межличностных отношений.

2. Стадии доверчивого общения, его роль

Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

  • открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
  • более корректная постановка целей и задач;
  • большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;
  • более высокая мотивация деятельности.

Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);

б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);

в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).

В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.

Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений.

3. Описать виды псевдодоверия

Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих доверительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк.

Виды псевдодоверия:

а) Отчаяние. Доверие от отчаяния – это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.

б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия.

в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивности – нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.

г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях.

д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор.

е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать.

4. Дать понятие психологической близости, аттракции

Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта.

«психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

«близость с другим человеком – это общность идей, привычек, норм, ценностей, характера, склада мышления».

Безусловно, неформальная обстановка убирает границы начальник-подчинённый. Рабочие моменты можно обсудить за ланчем либо бокалом вина.

Но порой такое общение может повлиять на качество работы.

Вроде уже неудобно сделать замечание человеку, с которым провел выходные.

Что это означает на практике:

1. Помните о границах

Речь идет о личностном и профессиональном пространстве. Не пытайтесь приблизиться физически. Физические прикосновения возможны только в том случае, если ваша начальница подавилась рыбной костью за обедом. Или начальник пытается утонуть на корпоративной рыбалке. Все остальное - фамильярность и панибратство. Ни одно начальство, даже самое мелкое, этого не любит. Помните о чувстве меры.

Но границы существуют не только в пространстве. Не пытайтесь узнать у начальника то, что он или она вам сами не рассказывают. Ни о личной жизни, ни об офисной политике. Неуместные вопросы вызывают отторжение. А какой вопрос может оказаться неуместным в эту самую минуту, предугадать трудно. Может показаться, что ситуация располагает к задушевной беседе. И, вполне возможно, так оно и есть. Но возможен и другой вариант. Не далее как вчера, я получила письмо от своей старой знакомой, регионального директора. Дословно: «Вчера после работы пошли с коллегами в паб. Помнишь этого милейшего Х из отдела У? Ничего умнее не нашел, как начать разговор о внебрачных детях и одиноких мамах...» Неделю назад моя знакомая этот разговор поддержала бы. Она католичка. И к браку относится очень серьезно. Многие об этом знают. Но на прошлые выходные ее дочь сообщила ей, что она беременна. А вот отца назвать отказалась. И замуж выходить не собирается.

2. Держите нейтралитет

А это означает - откажитесь от суждений. В какой бы то ни было форме. Даже если вы отлично знаете, что ваш начальник любит, а что нет. Что считает правильным, а что не одобряет. Соглашайтесь, но только если вы действительно согласны. И никогда не предлагайте оценок или ярлыков. Меняется мир, меняетесь вы. То, что вчера было черно-белым и однозначным, сегодня может показаться призрачной радугой, переливающейся всеми оттенками. Или наоборот. Вы же не хотите вспоминать о себе, как о человеке узколобом и ограниченном. А каждое наше категоричное суждение, выходящее за рамки общечеловеческих ценностей, ограничивает не только наше видение мира. Но и наши возможности. Есть вещи вечные, например, как «не убий» или «не укради». Но в остальном - мир изменчив. И то, что вчера казалось безумием, сегодня реальность.

Я не о странностях человеческого поведения. И не о политике. Я, в данном случае, о технических возможностях. И о ежедневных реалиях. Например, о покупках в интернете. Для кого-то это по-прежнему подозрительно и полно подводных камней. Например, для моей свекрови, которая живет в Вене. Ей - девяносто. И в Вене доставки продуктов в старые многоэтажные, многоквартирные дома без лифта с отсутствием парковки перед домом дело отнюдь не очень прибыльное и не очень популярное. Но в Лондоне, где большинство семей живут в частных домах на одну-две семьи не выше трех-четырех этажей, это дело прибыльное и не просто распространенное. Сегодня - это норма жизни. Мы уже не помним, когда покупали картофель и тащили его домой сами. Да, мы по-прежнему ходим в супермаркет или на местный рынок за свежими продуктами или за ингредиентами для специального рецепта. За тем, что нравится выбирать. Но не за теми продуктами, которые просто должны быть в запасе. Мука, моющие средства, туалетная бумага. Моя свекровь, когда приезжает к нам в гости, звучит за обедом настоящим динозавром. Не тогда, когда рассуждает о литературе или искусстве. А тогда, когда категорично заявляет, что у интернет продаж будущего нет. В такой же ситуации оказываются и люди, утверждающие, что «вот это правда, а вот это - полный бред». Бывают другие ситуации, бывают другие оценочные критерии. Бывает просто другой опыт. Не спешите предлагать свои оценки. Завтра вы увидите и узнаете больше. Завтра ваш опыт обогатится. А вот начальник запомнит то, что вы сказали сегодня. И сделает оценочный вывод. Так уж, мы, люди, особенно те из нас, кто похож на динозавров, устроены.

Вверх