Материалы деловой игры по экологическому праву. Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов. задание. Музыкальный калейдоскоп

Наталья Харченко
Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра для воспитателей .

"Повышение экологической компетентности педагогов "

Цель : закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения

Организация игры :

Педагоги разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом (желтый, зеленый) . На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

2. Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

3. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

4. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа)

5. Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

(Клюква)

7. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Основная часть :

1. Что вы понимаете под термином экология ? Каково значение этого слова?

2. Что такое «экологическое воспитание » детей дошкольного возраста?

Педагогический процесс , направленный на формирование у детей экологической культуры .

3. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

4. Пожалуйста, закончите предложение : «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

Достаточно занятий по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно -образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

5. Перечислите основные задачи .

Формирование системы знаний о явлениях и предметах природы;

Формирование умений и навыков для организации экологически целесообразной деятельности;

Формирование познавательного отношения к природе;

- воспитание эстетического восприятия природы ;

- воспитание культуры поведения на природе.

6. Каковы условия, необходимые для ?

Уголок природы в группе;

Участок детского сада.

7. Что должно быть в уголке природы?

Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.

8. Что должно быть на участке детского сада?

Деревья, кустарники, цветники, огород.

9. Какие методы используются для экологического воспитания детей ?

Наглядные, практические, словесные.

10. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей .

Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.

11. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников .

Игра ; элементарные опыты; моделирование.

12. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников .

Рассказы воспитателя и детей ; чтение художественных произведений о природе; беседы.

13. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников .

Наблюдение.

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию .

Занятия;

Экскурсии;

Повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);

- экологические праздники и развлечения;

Элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Минута отдыха «Это интересно знать» .

Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет

Кроссворд :

По горизонтали :

1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы

2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны

3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.

4. Какую лекарственную траву и слепой знает?

5. Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.

6. Какая ягода заменяет лимон?

7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?

8. В простонародье это растение называют «бородавником» . Что это за растение?

По вертикали :

Подведение итогов.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Сценарий внеклассного мероприятия «Деловая игра «Фирма» для учащихся 7-8 класса

Автор: Полякова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Михайловская СОШ», с. Михайловка, Третьяковский район, Алтайский край.
Описание материала : Данный сценарий будет полезен заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, классным руководителям. Материал предназначен для учащихся 7-8 классов. В учебно-воспитательном процессе мероприятие проводится в целях экологического воспитания учащихся.

Внеклассное мероприятие «Деловая игра «Фирма»

Цель: создание условий для экологического воспитания учащихся.
Задачи:
- развивать мышление, творческие способности, воображение;
- формировать навыки работы в группе;
- повысить экологическую грамотность учащихся.
Предварительная работа:
* приготовить карточки с надписями: рекламно-оформительский отдел, музыкальный отдел, сценарно-режиссёрский отдел, конкурсно-сюрпризный отдел.
* приготовить бумагу, пишущие принадлежности, визитки.
Оформление зала:
1. Плакаты:
- «У природы чистое сердце».
- «Земля у нас одна - другой не будет никогда».
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня наша встреча посвящена очень важному событию – открытию фирмы с прекрасным названием «Радуга».
Необходимость открытия нашей фирмы обусловлена тем, что только согласованными действиями мы можем привлечь внимание к проблемам экологической безопасности.
Мы - земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь.
Природа Земли едина, и каждого человека касаются её беды: будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.
Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?
В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука экология. Люди разных возрастов должны иметь представление о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.
Наша общая задача – сберечь планету. Всё чаще мы слышим от Природы мольбу о спасении.
«Остановись! Одумайся!..» -шепчут человеку леса. «Не оголяй землю… Не превращай её в пустыню…» «Пощади! – вторит земля. – Ты вырубаешь деревья… это лишает меня влаги… я иссыхаю, старею… скоро я ничего не могу родить… ни злака, ни цветка…»
Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с Природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршание осенних листьев, пение песка…
Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Слышите? Природа просит помощи!
(Фоном звучит музыка. На сцену выходит Земля.)
Земля:
- Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек.
Только вы, дети, можете спасти меня. (Уходит.)
Ведущий: Земля просит помощи и мы должны ей помогать. Задача нашей фирмы: посредством создания и реализации творческих проектов привлечь внимание всех к сохранению природы Земли, познанию её тайн, формирование устойчивого интереса и потребности к активной практической работе по охране окружающей среды.
Я, как руководитель фирмы «Радуга», хочу познакомить с основными положениями Устава. Фирма создана для активного участия в деловой игре по наработке проектов. Фирма «Радуга» может заниматься любой творческой деятельностью: создавать сценарии, нарабатывать опыт проведения акций в защиту природы, коллективных творческих дел и выпускать эту продукцию в свет.
Сегодня мы будем создавать проект праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!»
В нашей фирме четыре отдела: рекламно-оформительский, музыкальный, сценарно-режиссёрский, конкурсно-сюрпризный.
Рекламно-оформительский отдел будет продумывать оформление сцены и зала, рекламу праздника, приглашение на праздник.
Музыкальный отдел обеспечивает музыкальным сопровождением, светоэффектами.
Сценарно-режиссерский отдел должен будет продумать весь сценарный ход праздника.
Конкурсно-сюрпризный отдел отвечает за игры и конкурсы, которые будут проводиться на этом празднике, за сюрпризные моменты.
Можете начинать, у вас все получится.
Учащиеся создают проект проведения праздника.
Работа со зрителями. / См. приложение/
Защита отделами своих проектов.
Ведущий:
-Мы с вами дружно поработали, я вижу, вы готовы.
Каждый член нашей фирмы имеет право голоса, но, чтобы обсуждение прошло организованно, я предлагаю создать три временные группы, которые будут представлять мнение оптимистов, реалистов, пессимистов. Эта роль будет меняться. Когда свой проект защищает один из отделов, остальные выполняют вышеназванные роли. Всё начинается со сценария и режиссерских задумок.
- Слово сценарно-режиссерскому отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово рекламно-оформительскому отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово конкурсно-сюрпризному отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово музыкальному отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
Ведущий:
-Наш проект проведения праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!» готов. Вы молодцы! Проект у вас получился отличный!
Давайте так и дальше будем сотрудничать в нашей фирме.
Я говорю вам большое спасибо за наработанный проект праздника. Наша фирма будет принимать участие во всех акциях в защиту природы. Чтобы у вас со мной, как с руководителем фирмы была связь, я вручаю вам свою визитку.
Ёще раз спасибо и до скорых встреч!
Список использованной литературы
1.«Читаем, учимся, играем» № 11, 2003г.
2.«Читаем, учимся, играем» № 3, 2004г.
3.«Педсовет» № 1, 2005г.
4.«Педсовет» № 5, 2006г.
5.Б.Б. Баландин «1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных), Рипол Классик, М., 2003, с. 7- 12.
Приложение
Ведущий задаёт вопросы, зрители отвечают.
Имя какого древнегреческого бога переводится как «супруг Земли»? (Посейдон).
В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды? (На полюсах).
Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счёт чего? (За счёт космической пыли).
Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар? (Экватор).
Один раз в 285 лет Солнечная система делает один оборот в Галактике. Что изменяется в результате на Земле? (Полюса меняются местами).
Шар по-гречески – сфера, а как это будет звучать по-латыни? (Глобус).
Как в древнегреческих мифах называется река, обтекающая всю землю? (Океан).
Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог бы оспаривать его возможность. Какое это событие? (Возникновение жизни на Земле).
Как звали мифического царя Ливии, якобы изготовившего первый глобус? (Атлас).
Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий всё живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению учёных, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства? (Ультрафиолет).

Наталья Ветрова
Деловая экологическая игра для педагогов ДОУ

Деловая экологическая игра с педагогами (на педсовете)

Цель:

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности,

Установить тесное сотрудничество между педагогами.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проведем деловую экологическую игру.

1. И так, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Участники поочередно называют:

Уголок природы:

Модели и схемы;

Наглядный материал;

Календарь природы;

Картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

Лаборатория;

Учебные панно;

Методическая, энциклопедическая и художественная литература;

Мини-огороды в групповых помещениях;

Экологические коллекции и мини-музеи;

3. У вас есть карточки с заданием, попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

4. Предлагаю Вам небольшой блиц - турнир “Подумай и ответь”.

(О весне.)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

(О животных.)

3. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

4. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

(О растениях.)

5. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

6. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

(О птицах.)

7. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

8. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

9. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

10. Сколько ног у паука? (Восемь.)

(О насекомых.)

11. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

12. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

5. Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

6. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать по одному кроссворду.

1. Бежит по снегу, а следа нет (поземка)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса)

3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

4. Опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

5. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

6. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода)

7. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

(Итоговое слово – приро да)

1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)

2. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

3. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне.

Не тону я в воде, не горю в огне (лед)

4. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц)

6. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень)

(Итоговое слово – солн це)

7. Решение педагогических ситуаций.

Первой команде

В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

Второй кома нде

В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает:

«- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

Подведение итогов соревнования между командами.

с эколого-экономическим содержанием со студентами и учащимися колледжа ДВГУ

Введение

Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, стремиться к активным позитивным действиям.

Сложившаяся традиционная система образования строились на дисциплинарной основе и в соответствии с принципом самостоятельной работы обучаемого над заданием была ориентирована на подготовку к индивидуальной деятельности. Проблемы окружающей среды носят комплексный характер и для своего решения требует объединения усилий.

Экологическое образование, будучи междисциплинарным в своей основе, также требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время все большее распространение в экологическом образовании получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием компьютерных моделей. При этом обучаемые, как правило, исполняют какую-либо роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто усваивать содержание изучаемого вопроса и знакомиться со структурой и функционированием моделируемых природных и природно-технических систем, но и обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений в тех случаях, когда их практика в реальных условиях затруднена (например, когда вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных и т.д.)

В последние годы компьютерные деловые игры как одна из эффективных форм активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью, находят все более широкое применение в экологическом образовании.

Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использовании в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на эти дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования экологической подготовки студентов (Ролле, 1992).

Цель курсовой работы:

Изучить возможность внедрения деловых игр в учебный процесс на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ.

Задачи курсовой работы:

Провести деловую игру “У озера” со студентами-экологами 1 и 3 курсов и учащимися естественного отделения колледжа ДВГУ.

Провести деловую игру “Всемирное рыболовство” со студентами-экологами 3 курса, со студентами-биологами 5 и 6 курсов специализирующихся по экологии, а также с учащимися естественного отделения колледжа.

Провести деловую игру “Стратиджем” со студентами-экологами 3 курса и учащимися естественного отделения колледжа.

Деловые игры: история развития, направление применения

История происхождения и распространения деловых обучающих игр.

Первые примеры применения деловых игр могут быть найденыв военном деле. Военные игры, изобретенные Герцогом Вертурини в 1796 г., были примером детально разработаны игр такого типа. Военные игры используются при составлении планов военных операций (Вульф,1992).

В 1997г. деловым играм в нашей стране исполняется 65 лет. Несмотря на то, что деловые игры заро­дились в нашей стране, и нашими специалистами создано много высокоэффективных оригинальных работ, мы сильно отстали от зарубежной практики использования их. Первый семинар разработчиков деловых игр был проведен в 1976 году под Москвой по инициативе ЦЕМИ и московского государственного университета, и в дальнейшем семинары для разработчиков деловых игр проходили каждые 3 года (Бирштейн,1992).

Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали противодействия сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что изменялась роль преподавателя.

Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США… Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Использование персональных компьютеров делает технологии обучения легко приспособляемыми в любых странах (Вульф,1992). Однако у нас в России и странах СНГ, деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения и используется не всеми кафедрами, лишь в последние годы деловые игрыначинают применяться в преподавании технических и гуманитарных дисциплин. Игровой метод в средних школах развит чрезвычайно слабо.

1.2. Основные направления развития деловых игр

Применительно к образованию или организации научных исследований, деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.

Применяются деловые игры разной тематики:

· Игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются экспериментальными упражнениями. Они обычно используются как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований.

· Игры при проведении которых используются компьютеры, называются играми с компьютерной поддержкой.

· Игры, моделирующие деловые отношения с полной их организацией и выбором стратегии, называются предпринимательскими..

Деловые игры - это метод

Экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением оптимального.

Разработок, опробования и выбора наилучших систем управления в промышленности, образовании, культуре и др. областях.

Обучения, используемый в учебном процессе.

Аттестации и выбора специалистов и руководителей.

Обучения общению, коммуникабельности, сотрудничеству.

Перестройки на новое мышление, оказания воздействия на самосознание и развитие личности с воспитанием нравственных, правовых, этических и других качеств человека.

Пробуждения и развитию творчества.

Решения многих экологических проблем (Бирштейн,1992).

Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практической деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики.

В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства.

В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего периода (Бирштейн, 1992).

Деловые игры доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков.

Деловые игры способствуют:

Адаптации “новичка” к работе в данном учебном заведении;

Формированию умения решать сложные организационно-экономические задачи;

Приобретению навыка работы на компьютере с использованием “обучающих программ”

Распад СССР на отдельные государства, полный развал промышленности и других сфер жизни, эксперимент в области демократических форм управления, переход на рыночную экономику - вызвал поток новых распоряжений, приказов и проектов - множество организационно-экономических новшеств, требующих нестандартного подхода внедрения их в жизнь. Деловые игры способны помочь в этом процессе.

Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве - при внедрении новшеств. Есть основания полагать, что деловые игры станут неотъемлемым методом обучения умению руководить, используя передовые достижения науки и техники, что игровое моделирование будет способствовать обучению демократизации.

Выделяют несколько областей использования деловых игр:

В научных исследованиях

При отборе рациональных вариантов для принятия решений в производственных областях

При обучении студентов и учащихся.

За годы существования деловых игр тематика их сильно менялась в соответствии с задачами, определявшимися правительственными планами, изменением структур управления, техническим прогрессом, развитием науки и экономики. Деловые игры появились и появляются как отклик на потребность. В данный момент в связи с глобальными реформами в нашей стране и странах СНГ тематика деловые игры круто повернулась в сторону перехода на рыночную экономику, на проблемы экологические, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на социальные вопросы, на вопросы психологического и социологического порядка, правовые и многие другие.

Новизна проблемы, отсутствие в стране разработанных систем управления, новые формы хозяйствования и пр., и наряду с этим, отсутствие подготовленных руководящих кадров вызывает необходимость многочисленных новых деловые игры по широкой тематике.

Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов, математиков и др.

Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального (Бирштейн,1992).

Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего времени она еще не реализована (Бирштейн,1192)

На первый взгляд, проведение деловых игр очень просто (подумаешь игра!). На самом деле от игротехника требуется знания, умение и искусство ведения игры. Нередко неумелые игротехники “проваливают” игру, не получают ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод.

Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь.

Масштаб внедрения новшеств по стране требует многочисленных подготовленных преподавателей-игротехников.

В настоящее время появилась потребность в специалистах новых специальностей (маркетологах, менеджерах, брокерах, предпринимателях и др.), с одной стороны, и наличие большого числа безработных (из числа военных руководителей, оканчивающих школы и др.) - с другой, вызвала отклик в развертывании краткосрочных школ и семинаров, обучающих соответствующим знаниям и умениям. Важным методом обучения в них являются деловые игры в сочетании с другими формами - МАО (метод активного обучения). Такого рода школы и семинары уже имеются в ряде городов: в Москве, С-Петербурге, Новосибирске, Пензе и др. Тем не менее их пока недостаточно, потребность в преподавателях-игротехниках настолько велика, что число имеющихся преподавателей-игротехников - “капля в море”. Для обеспечения движения применения деловых игр в разных направлениях необходима подготовка большого числа специалистов.

Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению

Деловые игры проявили себя как уникальный метод обучения, который способствует эффективному повышению качества подготовки специалиста. Сам игровой процесс в деловых играх вызывает заинтересованность в изучении предмета, подталкивает учащихся к деловой активности. Деловые игры обучают коллективной проработке проблем, создают атмосферу коллективной работы, предназначены для выработки и принятия управленческих решений.

Применение игрового моделирования в процессе экологической подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.

В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируется важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умение находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу. Еще в большей степени этому способствуют игры, созданные на основе математических моделей, которые в последнее время стали одним из основных методов экспериментальной экологии. Обладая наглядностью, относительно простые имитационные модели, воспроизводящие различного рода ситуации из природоохранительной практики, открывают новые возможности для обучения анализу и решению таких проблем (Ролле,1992).

Имитационное моделирование позволяет охватить в одной игре процессы, занимающие в природе многие десятилетия и даже столетия, и сжать их в масштабе игрового времени. Применение же ЭВМ позволяет существенно расширить возможности модели, давая возможность, например, смоделировать совокупный ответ природной среды на то или иное антропогенное воздействие, далеко выходя за пределы оценок изменения отдельных ее параметров, таких как степень чистоты воды, воздуха и почвы, лесистость территории, динамика численности животных и т.д..

Студенты охотно учатся когда им интересно, когда они находят свою собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую возможность, если они свободно решают свои собственные проблемные ситуации и участвуют в составлении и развитии своих учебных планов.

3. Опыт проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство” и “Стратиджем”

Мы опробовали в учебном процессе три довольно известных деловых игры: “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем”.

Цели, которые мы ставили при обучении студентов:

Знакомство с моделированием как методом изучения актуальных проблем современности.

Знакомство с эколого-экономическими проблемами.

Формирование экологического мировоззрения учащихся.

3.1. Деловая игра “У озера”

Имитационная игра «У озера» (Комаров, 1994) предназначена для активного изучения процессов согласования индивидуальных и общественных интересов. В ходе этой игры учащиеся постигают принцип ограниченности природных ресурсов для размещения отходов и принцип коллективной ответственности за качество природной среды.

Действие происходит в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 промышленных предприятий, расположенных на берегу одного озера. Участники игры исполняют роли директоров предприятий. Предприятия производят продукцию, для изготовление которой требуется вода. Эту воду предприятия берут из озера. Отработанная в процессе производства грязная вода сбрасывается в озеро, которое обладает некоторой ограниченной способностью к самоочищению.

Главная цель игры с точки зрения ее участников - получить максимальную при­быль. Каждый выбирает свою стратегию получения прибыли и принимает одно из пяти возможных решений. От этих решений зависит состояние озера. Чем хуже качество воды в озере, тем меньше прибыль отдельного пред­приятия. Ожидаемую прибыль в следующем месяце можно оценить согласно матрице, в которой каждому уровню качества воды соответ­ствует та или иная прибыль, причем прибыль растет с улучшением качества воды.

Оптимальное количество участников игры - 16 человек.

Известно, что эту игру нередко используют для выявления лидера в коллективе, например потенциальных старост групп.

3.1.2. Результаты проведения игры

Эта игра мной была проведена 4 раза. В ней принимали участие студенты-экологи 1 и 3 курсов, учащиеся колледжа и сборная команда студентов в общежитии № 4.

Для студентов третьего курса игра “У озера” была проведена в рамках дисциплины “Экологическое моделирование”. Для учащихся колледжа - в рамках курса “Экология(практические занятия)”. Для первого курса и для студентов проживающих в общежитии - вне учебного процесса.

В начале игры студентам была поставлена цель - получить максимум прибыли, и они старались выполнить эту установку. К середине игры стало очевидно, что загрязняя озеро, участники процесса сами уменьшают себе прибыль, но попытки тех кто предлагал перестать загрязнять озеро, оказались тщетными, только третьему курсу удалось на некоторое время остановить загрязнение озера, договорившись не делать сбросы. Игры проводились в течении двух-трех часов без перерыва. Играющие быстро входили в свою роль и, по их словам, вся игра держала их в напряжении и интерес не ослабевал.

Изменение качества воды в озере во времени для разных игр (рис.1) показывает, что ни в одном из случаев командам, принимавшим участие в игре, не удалось избежать существенного загрязнения вод. По-видимому экологическое образование помогло студентам 3 курса немного лучше других позаботится о состоянии озера. Максимальная частная прибыль одного участника достигла величины 1006 у учащихся колледжа, 999 - у студентов 3 курса, 968 - у студентов первого курса и 599 - у студентов, проживающих в общежитии. Потенциальная возможная величина прибыли каждого участника при оптимальном коллективном управлении составила бы не менее 2400.

На послеигровом обсуждении всем командам предоставлялась возможность оценить свою деятельность и проанализировать ход игры. Все пришли к выводу, что можно было избежать таких плачевных для озера и для предпринимателей последствий

3.2. Деловая игра “Всемирное рыболовство”

Деловые игры «Всемирное рыболовство» и «Стратиджем» требуют обращения к компьютерным моделям (Медоуз,1992)

Цели игры “Всемирного рыболовства”:

Продемонстрировать некоторые законы, лежащие в основе восстановление воз­обновимых природных ресурсов и их сбалансированной эксплуатации,

Дать участникам возможность попрактиковаться в

Искусстве ведения переговоров и руководства группой,

Помочь участникам освоить оптимальные стратегии использования ресурсов в условиях коллективного природопользования.

В деловой игре “Всемирное рыболовство” расширяется представление об ограниченности природных ресурсов на примере эксплуатируемых популяций рыб. Игра посвящена проблемам океанического рыболовства. Участники стремятся максимизировать свои доходы, вылавливая рыбу из двух общедоступных стад. Одно из них находится в дальнем море, обильно, но добыча в нем обходится дорого, второе - ближе, доступнее и менее обильно. Как и в игре «У озера», участники хозяйственного процесса исполь­зуют общедоступный потенциально истощимый, но возобновимый ресурс. Если он используется со скоростью, большей, чем скорость его возобновления, то неизбежно и быстро истощается. Динамика рыбных стад и природные условия, на фоне которых приходится действовать участникам, моделируются компьютерной моделью, разработанной Д.Медоузом.

В игре принимают участие 4-6 команд (10-30 человек). Каждая команда пред­ставляет руководство компании, в распоряжении которой есть рыболовные суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды - попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответ­ствующем 1 году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер и после работы модели команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному моменту в районах промысла.

3.2.2. Результаты проведения игры

Игра “Всемирное рыболовство” была проведена мною со студентами-экологами третьего курса, пятого курса, студентами 6-го курса заочного отделения и учащимися колледжа.

Данная игра отличается большим разнообразием игровых ситуаций, и, по словам студентов, более интересна чем игра “У озера”. В процессе игры для послеигрового обсуждения составлялся график поведения системы во времени. Обобщенные индексы определенные той же моделью, дают возможность судить, как изменялось количество кораблей, улов и количество оставшейся в море рыбы (рис 2). По изменению индекса “рыба” можно судить о том с какой интенсивностью вылавливалась рыба и какое количество рыбы осталось. Индекс “улов” показывает общее изменение количества рыбы вылавливаемой всеми командами. Индекс “корабли” показывает общее изменение количества кораблей купленных командами, по ним можно сравнить игру команд. Динамика индексов прослеживает тенденцию изменения состояния системы в сторону ухудшения. Быстрое увеличение количества кораблей привело к слишком большой нагрузке на промысловое стадо и бесповоротно подорвало его воспроизводительную способность уже через 3-4 года. Хотя наибольшее количество кораблей было приобретено командой пятого курса, а наименьшее - командой третьего курса, тем не менее, все группы довольно быстро довели численность рыб до критического состояния, и к десятому году полностью их выловили. При этом не играло большой роли, что командам пятого и третьего курса удалось немного дольше других задержать окончательное истребление обоих стад рыб.

Деловая игра “Стратиджем”

«Стратиджем» - наиболее содержательно насыщенная деловая игра и более сложная из проведенных мною. Ее можно проводить в течение 3-4 часов, нескольких дней или нескольких недель, причем заинтересованность участников игры поддерживается во всех случаях от начала до конца на высоком уровне.

Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетической отраслью производства и окружающей средой. Предназначена для формирования у обучаемых представлений о взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния населения. Она рассматривает экономику как бы с высоты «птичьего полета», откуда видны потоки ресурсов. Каждая команда - это кабинет министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за свое министерство и все работая совместно, пытаются достичь высокого качества жизни людей в своей стране. Модель опирается на представление о законах развития стран, близких по своему экологическому и социальному уровню к странам третьего мира. Решения обсчитываются на компьютере. Для наглядности используют игровое поле с фишками. Здесь воспитывается живое, образное восприятие действительности, умение строить стратегию. Игра дает возможность ее участникам приобрести личный опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей, эффективность функционирования экономики, качество природной среды и использования энергии. Игроки могут испытать на прочность различные теоретические модели управления экономикой страны.

Результаты проведения игры

На группах рисунков 3-8 приведены результаты одной игры, проведенной на третьем курсе. На рис. 3.1 - 8.1 показаны графики изменения численности населения и удельного коэффициента прироста численности. Во всех случаях проведенных игр численность населения росла по S-образному закону и к 10 шагу еще не достигла равновесного состояния. Коэффициент удельного прироста всюду был значительно выше нуля. Таким образом, командам не удалось воплотить эффективную стратегию управления демографическими процессами. Это создало немало трудностей. В других частях макроэкономической системы - в промышленности и сельском хозяйстве - вложение капитала увеличило нагрузку на природную среду.

Графики на рис 3.2 - 8.2, показывают изменение количества продовольствия и товаров на душу населения. Эффективно регулировать численность населения, согласно модели заложенной в основу игры, можно, повышая благосостояние людей, в особенности обеспечивая их товарами. Причиной высокого роста численности населения в играх студентов было то, что они не сразу обратили внимание на эту особенность системы. К сожалению, были попытки контролировать численность путем уменьшения снабжения продовольствия (это увеличивает смертность).

Рис 3.3 - 8.3 показывают, что общее количество продовольствия, товаров и энергии в “странах” увеличивалось. Студенты во всех командах довольно эффективно уменьшали потребление энергии на производственные нужды (рис.3.4 - 8.4) вкладывая средства в совершенствование технологий.

Благосостояние населения в целом росло (рис. 3.5 - 8.5), однако этот процесс шел довольно медленно.

Качество природной среды всех случаях сначала падало, а затем к концу игры поднималось довольно высоко (рис. 3.6 - 8.6). Это говорит о неплохой экологической подготовке участников игры.

3.4. Выводы

Кажется очевидным, что в игре “У озера” всем игрокам выгодно не загрязнять озеро. Это позволяет набрать максимум прибыли, но практика показывает что всегда находятся игроки, пытающиеся получить сверхприбыль за счет других и поэтому в результате каждому игроку удается получать меньше прибыли, и к тому же, озеро гибнет. Чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам надо выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального блага для всех вместе и для каждого в отдельности.

Как и в игре “У озера”, во “Всемирном рыболовстве” наилучшего результата можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию, которой каждый участник принимает обязательство следовать неукоснительно. В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия.

В отличие от рассмотренных выше двух деловых игр, “Стратиджем” обучает мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-экономическое мышление.

Оценка результатов игр участниками

После проведения всех игр мы предложили студентам заполнить анкету и оценить игры. Было задано 7 вопросов:

Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “У озера”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Всемирное рыболовство”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Стратиджем”?

Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?

Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе деловых игр, по сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других дисциплин специализации?

Если вы считаете что такие игры следует проводить регулярно, то укажите желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?

Хотели бы вы сами научиться проводить такие деловые игры, и с кем вы могли бы их провести?

В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести аналогичные занятия?

Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр(из 5 баллов)?

Анкеты были анонимными, так что студенты могли искренне отвечать на поставленные вопросы, и заполнение анкет было не обязательным.

Отвечая на первый вопрос, студенты отметили что:

Просто интересно.

На примере видно, к каким последствиям может привести деятельность человека.

Состоянием озера можно управлять, несмотря на загрязнения.

Очень важно давать возможность восстанавливаться возобновимым ресурсам.

Экономически выгоднее решать проблему озера сообща, заниматься очисткой и постоянно контролировать его состояние.

Нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды.

Групповое решение влияет на состояние природного объекта.

Очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку.

Состояние озера зависит не от одного участника, а от совокупности решений и действий всех игроков, это коллективная игра.

Игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса (Да сгинет воровское истребление продуктов).

Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить за динамикой численности популяции, решать проблему сообща.

Оптимальный вариант - договориться, посчитать, а затем действовать.

Различные процессы влияют друг на друга, они целостностны и взаимосвязаны.

Благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических параметров.

Ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение энергией.

Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и рассудительность.

При ответе на второй вопрос, студенты отмечали интересную структуру модели, полезность совместного обсуждения решений. По их мнению интерес к игре определялся тем, что:

Нужно было просчитывать различные варианты.

Новое всегда интересно.

Игра заставляет думать, анализировать состояние и прогнозировать будущее озера.

Игрок чувствует себя человеком, реально влияющим на состояние среды в роли директора.

Ситуации связаны с жизнью.

Совместная игра позволяет действительно выявить характер и наклонности участников игры.

Можно почувствовать себя в конкретной ситуации, понять, почему все происходит именно так и как найти оптимальный выход.

Отвечая на третий вопрос, студенты показали, что введение деловых игр в учебный процесс действительно может существенно дополнить образование будущих экологов. По их мнению, игры:

Наглядны, интересны, гораздо лучше запоминается суть экологических проблем, задействованы компьютеры это не оставляет участника игры безучастным к теме, к экологическим проблемам.

Позволяют приобрести навык коллективной работы, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и принимать самостоятельно ни от кого не зависящее решение.

Дают навыки практически мыслить, анализировать данную ситуацию в долговременном плане, побывать в роли руководителя.

Дают надежду на практике применить свои знания.

Помогают приобрести навыки в учебе (в том, что мы изучаем теоретически).

Во время игры появляются все новые и новые трудности, которые готовят нас со столкновению нас с реальностью.

Дают возможность делать все своими руками, очень хорошо заметна индивидуальность каждого участника, проявляются деловые качества играющих.

Стимулируют способность мыслить более объемно, смотреть в будущее, решать.

Студенты готовы участвовать в деловых играх со следующей периодичностью:

Раз в 2-3 недели

Раз в месяц или даже чаще

2 раза в семестр

Не реже чем 1 раз в месяц

Раз в 3 месяца

Хотя бы раз в семестр

Студенты принимавшие участие в деловых играх, готовы стать игротехниками и самим проводить деловые игры в следующих аудиториях:

Со школьниками

С руководителями предприятий, воздействующих на окружающую среду

Просто со всеми

Со студентами других курсов и отделений ФОБЭП

В кругу своих однокурсников

Со студентами 1-2 курсов

Со школьниками старших классов

С ребятами других курсов, факультетов и старшеклассниками

С родственниками

По мнению студентов, ввести проведение деловых игр можно в следующих учебных курсах:

География

Биология

Литература

История

Высшая математика

Культурология

Общая экология

Популяционная экология

Региональные проблемы экологии,

Экомониторинг

Природные ресурсы

Экоэкспертиза

Другие, учитывая особенности каждого курса

Средние оценки за проведение игры:

У озера - 3- одна оценка, 4- одна оценка, 5- десять оценок

Всемирное рыболовство - 4- четыре оценки,5- восемь оценок

Стратиджем - 5 - девять оценок

Заключение

Согласно поставленным передо мной задачам, при выполнении курсовой работы были проведены:

Три игры “У озера” - со студентами 1 и 3 курса отделения экологии ФОБЭП и с учащимися колледжа

Четыре игры “Всемирное рыболовство” - с 6 курсом ОЗО (3 команды), 3 курсом отделения экологии (4 команды), 5 курсом ФОБЭП специализация экология (3 команды), учащимися колледжа группы 2Е (3 команды)

2 игры “Стратиджем” - со студентами 3 курса (3 команды), с учащимися колледжа (2 команды).

Был проведен анкетный опрос мнения участников игр о целесообразности включения деловых игр в учебный процесс, при обучении экологическим дисциплинам и формирования экологического мышления. Студенты весьма высоко оценили потенциальную полезность этого нововведения на отделении экологии ФОБЭП, поскольку игры дают им возможность почувствовать себя ответственными за принятие решений влияющих на состояние природной среды и общества, приучают их работать коллективно, дают представление о целостности и взаимосвязанных экологических процессов.

По их мнению игры содержат в себе полезную информацию, которую они пока не могут получить при других формах обучения. Студенты проявили готовность не только играть в деловые игры (с периодичностью от 2-3 недель до 3 месяцев), но и участвовать в проведении подобных деловых игр практически со всеми аудиториями в качестве игротехников. Они полагают желательным ввести деловые игры в такие учебные курсы, как: общая экология, популяционная экология, региональные проблемы экологии, экоэкспертиза, природные ресурсы и возможно в другие.

Исходя из опыта проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем” на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ, я полагаю возможным ввести эту перспективную методику обучения в учебный план по специальности экология. Начиная с первого курса и последовательно расширяя тематику, проводить деловые игры вплоть до пятого курса. Некоторые игры можно повторять неоднократно, поскольку каждое очередное обращение к игре приносит студенту не меньше пользы чем первая игра.

В дальнейшем целесообразно было бы поддержать студентов намеривающихся создать клуб игротехников и стимулировать студенческое движение в этом направлении. Умение проводить деловые игры будет полезно им после окончания университета, и будет полезным делу экологического образования в целом.

Результаты работы по данной теме были доложены на краевой конференции по экологическому образованию в Приморье (Ащепкова, Служенко,1997)

Марина Мокрецова
Педсовет - деловая игра на тему: «Знатоки экологии»

Цель игры :

1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.

2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Правила игры :

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

5. Не оспаривать оценки жюри.

Ход ИГРЫ.

Вед : Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы,

к сожалению, констатируем : многого не вернуть сегодня из того, что

растоптали, разорили и т. д. Мы осознаем, что все растраченное и

уничтоженное необходимо восстанавливать по крупицам. Выращивать,

защищать и оберегать.

Как донести до детей основы экологических знаний – об этом мы

сегодня вспомним в ходе проведения деловой игры «Знатоки экологии » .

Вед : Сейчас каждый из вас поучит фрагмент иллюстрации. Сложите из них

полные иллюстрации.

Вед : У нас с вами получилось две команды. Придумайте название своим

командам и выберите капитанов.

1 Задание – «Разминка» .

Вед : И начнем мы наш конкурс с небольшой разминки.

Вед : Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию ?

Наш дом – природа. Н. Рыжова

Юный эколог . С. Николаева

Семицветик. Ашиковы

Паутинка. Васякина-Николаева и т. д.

Вед : Что вы понимаете под термином «экология » ? Каково значение этого слова?

Вед : Слово «Экология » образовано от греческих «экос» - дом и «логос» - наука. То есть

экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.

Вед : Как можно сформулировать цель экологического воспитания ?

(Цель : научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его миром).

Вед : Раскройте эту цель более шире.

(Формирование осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и

неживой природы.

Ознакомление с окружающим миром.

Формирование знаний и умений по осуществлению взаимодействия с окружающей

природой).

Вед : Пожалуйста, закончите фразу : «Для того чтобы экологическое воспитание и

образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…»:

Достаточно знаний по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включать в себя все виды деятельности.

2 Задание - «Слово – эстафета» (каждая команда по очереди называет правила) .

Вед : Какие правила поведения в природе должны знать дети ?

Не ломать

Не рвать

Не разорять

Не разжигать костры

Не сорить и т. д.

3 Задание - «Знатоки методики » .

Вед : Попробуйте смоделировать, как экологическое воспитание можно

интегрировать с другими образовательными областями?

4 Задание - «Из бабушкиного сундучка» .

Прочитайте стихи, пословицы и поговорки о природе.

5 Задание – «Составь правильно вопрос» .

Вед : Для бесед с детьми мы используем вопросы, составленные нами заранее.

Подберите вопросы по теме :

«Деревья и кустарники»

«Домашние и дикие животные» .

6 Задание – «Почтальон принес посылку» (дегустация овощей и фруктов) .

Вед : Опишите то, что вы попробовали.

7 Задание – «Раздумье» .

Вед : Решите педагогические ситуации.

1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?

(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?

(Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс : «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках?» ).

Список используемой литературы :

Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении : Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .

Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.

Рыжова Н. А. Программа «На дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , ТЦ «СФЕРА» , 2006

Вверх