Готовый проект по технологии тема оригами. Проект на тему "мир оригами". Стратегия реализации проекта

Проект « В стране Оригами »

Вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца: март – май).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области (ОО): «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Актуальность темы .

Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен.

Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении детской комнаты или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь.

Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются моторика пальцев рук, логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.

Таким образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Цель проекта: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с оригами.

Задачи проекта:

Формирование восприятия целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование представления об искусстве и культуре Японии; знакомство с историей оригами; знакомство с техникой оригами; умение читать чертежи, по которым складываются фигурки и представление по ним изделия в объеме (ОО «Познание»);

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО «Коммуникация»);

Сплочение семьи ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социализация»);

Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, знакомство с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);

Развитие продуктивной деятельности детей и детское творчество (ОО «Художественное творчество»);

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (ОО «Здоровье»);

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая культура»).

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству (ОО «Музыка»).

Идеи проекта: вся организованная образовательная деятельность по проекту «В стране Оригами» взаимосвязана, ее замысел реализуется и в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – испытывать желание продолжать работу по данному проекту.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

Успешно проведена организованная образовательная деятельность;

Совместно с родителями оформлена выставка поделок «Оригамская сказка»;

Оформлены памятки «Советы родителям»;

Оформлена папка «Изобретения»;

Изготовлены атрибуты к сказке «Заюшкина избушка»;

Подготовлена презентация «В стране Оригами».

В ходе проектирования дети:

получили представления об искусстве и культуре Японии;

познакомились с историей оригами;

развили умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам.

При этом дошкольники : проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности; определяют возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; готовы к индивидуальному самовыражению; совершенствуют мелкую моторику рук.

Стратегия реализации проекта

1 этап – подготовительный: «Рождение проблемы»

Рассматривание фигурок, сложенных из цветной бумаги большого формата.

Педагог. Какие персонажи , изображенные здесь, вам знакомы? Где вы встречали этих персонажей? (Дети называют. Видели их на картинках, в мультфильмах, в книге о животных, на улице.)

Оригами – это универсальный конструктор, и его единственная деталь – квадрат бумаги. Оригами – это фокусы с бумагой! Хотите ли вы научиться складывать такие поделки?

Что бы вы хотели еще узнать?

Что такое оригами?

Откуда к нам пришло искусство оригами?

Как научиться складывать поделки в стиле оригами?

Где узнать ответы на ваши вопросы? (Спросить у родителей. Узнать на занятиях воспитателя. Прочитать в энциклопедии и других книгах. Посмотреть по телевизор, в Интернете.)

2 этап – основной: «Мероприятия и события»

Организация непосредственно организованной образовательной деятельности детей

в ходе реализации проекта.

ОО «Познание»

1. Рассматривание фигурок животных сложенных из цветной бумаги.2. Проведение организованной образовательной деятельности познавательного цикла: «Что вы знаете о Японии?», «Символ оригами», «Знакомимся со свойствами бумаги», «Волшебный квадрат».

ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы» 1. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка»; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой.

2. Чтение рассказа В. Бианки «Журавлики»; рассказов «Рассказ о девочке Садако Сасаки из Хиросимы», «Лебедь Озетта».

3. Отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам.

4. Заучивание стихов о животных.

5. Составление рассказов о животных, используя свою поделку.6.Творческое рассказывание – придумывание историй, героями которых являются поделки оригами (работа в парах, ведение диалога).

ОО «Физическая культура», ОО «Здоровье»1. Гимнастика для пальчиков «Собачка», «Кошечка», «Сидит белка на тележке», «Зайка и ушки», «Мы делили апельсин», «Кулак, ребро, ладонь». 2. Упражнение с прищепками «Кусается сильно котенок-глупыш» (О. И. Крупенчук).3. Психогимнастические упражнения и этюды для развития мимической культуры, для отражения детьми эмоционального состояния: «Спящий котенок», «Лисичка принюхивается», «Ласка» (М.И. Чистякова – «Психогимнастика»).6. Физкультурные минутки «Мячик», «Кролики».

7. По движные игры «Сова», «Медведь и пчелы», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Ищи ведущего».

ОО «Социализация» 1. Кубики: «Чьи детк и?», «Бычок – смоляной бочок».2. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Дикое или домашнее животное?», «Угадай по описанию», «Чем их накормить?», «Скажи ласково», «Назови детеныша», «Какую пользу приношу?», «Посели в домик», «Чей хвост?».3. Хороводные игры: «Ах, как мыши надоели», «Тише, мыши».

ОО «Художественное творчество» 1. Составление из геометрической мозаики (по образцу-картинке): «Лиса», «Кот» . 2. «Веселые мордашки» – в стиле «оригами».

3. Лепка – «Наши любимцы».

4. Аппликация – коллективная работа к сказке «Колобок» (в стиле «оригами»).5. Рисование «Мой любимый герой сказки».

6. Складывание фигурок зверей в стиле «оригами» к сказке « Заюшкина избушка».

ОО «Музыка» 1. Прослушивание «Пастушок» (из альбома «Бирюльки» C.Майкапара); «Смелый наездник» (из альбома для юношества Шумана).

2. Упражнения на развитие слуха и голоса «Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка.2. Слушание и разучивание песен: «Кто пасется на лугу?», «Кисонька-мурысонька» рус. нар. песенка, «Котенька- коток», «Ты собаченька не лай» рус. нар. колыб. песенки.

ОО «Познание» 1. Счет фигурок животных сложенных из цветной бумаги до 5-10 (сочетание числительного с существительным).

ОО «Коммуникация»1. Подбор слов на заданный звук.2. Определение первого звука в словах: кот, корова, козёл, конь, коза, кошка.3. Составление простых предложений с этими словами.4. Упражнение в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья и т.п.).

3 этап: «Заключительный (подведение итогов)»

Проект «В стране Оригами» должен нести доступную для детей познавательную информацию, вызывать эмоциональные чувства, отношения, побуждать к деятельности, поступкам.

Продукт проектной деятельности:

Оформлена выставка поделок «Оригамская сказка»

Оформлены памятки «Советы родителям»

Оформлена папка «Изобретения»

Изготовлены атрибуты к сказке «Заюшкина избушка»

Подготовлена презентация «В стране Оригами»

Литература

Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. – М.:ТЦ «Сфера», 2005.

Афонькин С.Ю. Чудо из бумаги – оригами. – М.: Издательство «Аким», 1995.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:ТЦ «Просвещение», 1991.

Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. – М., 2005.

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: Издательство «ВАКО», 2009.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Т ема: «Что вы знаете о Японии?»

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.

Цель : формирование у детей представления об искусстве и культуре Японии.

Задачи : развивать любознательность, интерес к искусству и культуре Японии, воображение и творческие способности.

Материалы и оборудование : карта мира, флаг Японии, икебана, иллюстрации быта Японии, квадратики бумаги, цветные карандаши, магнитофон.

1.Организационный момент.

Звучит японская мелодия.

Педагог. Сегодня я вам предлагаю отправиться в страну «Оригами» – Японию, поближе познакомиться с ее культурой и искусством.

Но сначала хотелось бы узнать, а что вы знаете о Японии?

2. Рассказ педагога.

Япония лежит на островах , расположенных к востоку от тихоокеанского побережья Азии, в той стране, где восходит солнце. Поэтому ее издавна называют Страной восходящего солнца, по-японски звучит как Ниппон (Нихон), а по-русски Япония. (Педагог показывает страну на карте.) Япония в основном теплая и очень солнечная страна. Четыре пятых населения Японии живет в городах. (Показывает флаг Японии).

Быт японцев сильно отличается от европейского . В японских домах мало мебели, весь пол покрыт циновками из рисовой соломы. По ним ходят в носках, обувь оставляют на пороге. На полу сидят, когда обедают, на полу и спят, постелив матрацы, вернее, плетеные напольные маты – татами, поэтому пол идеально чист. (Показывает иллюстрации.)

Своеобразно и японское искусство: живопись, кукольный театр. Славятся японцы умением составлять букеты цветов. (Показывается икебана.)

Япония бедна полезными ископаемыми и природными ресурсами, поэтому ее хозяйство зависит от внешней торговли. Япония вывозит в другие страны машины, аппаратуру, ткани, а ввозит нефть, руду, лес, зерно.

Во всем мире известны хокку – стихи-картинки – нерифмованные стихи, состоящие из трех строк. Каждое стихотворение хокку – маленькая волшебная картинка. Японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в своем воображении. Все стихотворение сразу оживает, играет красками.

В японских стихах вы не найдете рифм, к которым привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что рифмы у японцев никогда и не было, обходились без нее. Читают стихи медленно и нараспев. Сочиняя хокку, поэт обязательно должен был упомянуть, о каком времени года идет речь.

Давайте и мы прочтем несколько их них. (Под музыку дети зачитываются несколько из них.)

3. Чтение хокку детьми (домашнее задание).

Мой родимый край!

Маленькая, но своя

Роща зеленеет…

Исса

Промокли насквозь

Все осенние жухлые травы –

Дождь над горами…

Дакоцу

Бабочка, не спи!

Ну, проснись же поскорее –

Давай с тобой дружить!

Басё

Педагог. Недаром японская мудрость гласит:

«Всматривайтесь в привычное и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое и увидите красивое».

Существует еще один вид японского искусства – оригами. Основной материал, который используется для работы, – бумага. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда используются прямоугольник и круг.

4. Практическая творческая часть.

Дети мастерят поделку в стиле оригами, используя исходную форму листа бумаги – квадрат. С помощью базовой формы ТРЕУГОЛЬНИК можно сложить веселые мордочки животных: лисенка, собаки, кота и бычка.

5. Итог.

Рассматривание работ детьми, выбор самой интересной, самой задорной, самой аккуратной мордочки животного.

ИГРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА

Средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.

Мягкие папки,

А в лапках цап – царапки.

(Кошка)

Покажите, как кошка выпускает коготки. Для этого нужно поджать кончики пальцев и зашипеть: « Ф-ф- ф …» Затем выпрямите пальцы и скажите: «Мяу».

Попросите ребенка изобразить сердитую и ласковую кошку.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

Продает она орешки .п опеременно.

Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная

Воробью, синичке, с большого .

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,Из кустов они торчат.Он и прыгает и скачет,Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны

Апельсин

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

В интерьере класса все еще нет изюминки… А поздравления на мероприятиях – неизменно на глянцевых открытках, где, как в официальный документ, вставляется дата и подпись… Выполнили: Феофилактова Мария и Максимова Наталья, студентки 5 курса СыктГУ сайт

Слайд 2

Оригами – это красота, которая проста и интересна, потому что она создана нашими руками! Родина этого замечательного искусства – Япония, но увлечение им давно пересекло границы множества стран и сердец... Итак, главный вопрос проекта... Есть ли у искусства национальность?

Слайд 3

Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:

1.Какова история оригами, является ли оригами искусством? 2.Хрупкая красота - для хрупкого мира? (интересные ситуации, истории, события, связанные с оригами) 3.Условность изображения – граница для восприятия искусства оригами? Результаты представления исследований: презентация буклет веб-сайт

Слайд 4

Дидактические цели проекта: Развитие самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в эстетическом направлении Формирование интереса школьников к культурным традициям Японии Методические задачи: Освоить первоначальные понятия оригами Научить использовать информационные ресурсы с целью отбора материала, необходимого для выполнения задания Научить оформлять результаты работы с помощью компьютерных программ

Слайд 5

Этапы и ход работы по проекту, сроки проведения

1 урок. Формулирование темы проекта и вопросов в рамках самостоятельных исследований учащихся – 10 минут. Разделение учащихся на три группы, каждая из которых будет оформлять результаты своего совместного исследования в определенной компьютерной программе (Microsoft PowerPoint, Excel, Publisher). Разъяснение требований, предъявляемых к работе, просмотр примеров. 2 урок. Поиск информации в Интернете по теме проекта. Обсуждение учащимися материалов, найденных в различных информационных источниках, проработка содержания и структуры работы. 3 урок. Подготовка презентаций. Оформление работы, ее корректировка. 4 урок. Защита полученных результатов и выводов

Слайд 6

Ссылки на информационные ресурсы, используемая литература

http://www.origami.as. http://www.ikenobo.ru/orig.php http://www.origamido.ru/PAPER/history.htm http://origamipro.ucoz.ru/publ/2-1-0-6 http://www.japantoday.ru. Пособия по оригами Т.Б.Сержантовой, Елены и Сергея Афонькиных

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Проект «Модульное оригами и математика»
Подготовлен обучающимися 6 г класса МБОУ «Обоянская СОШ №2» Руководитель проекта: учитель математики Мальцева Н. В.

Слайд 2

Участники проекта

Слайд 3

Слайд 4

Гипотеза: Искусство оригами связано с математикой.

Слайд 5

Цель проекта:
Познакомиться с историей искусства оригами Учиться работать с дополнительной литературой Организовать выставку работ Установить связь искусства оригами и математики

Слайд 6

Предмет и объект исследования Объект: связь искусства оригами и математики. Предмет: лист бумаги. Методы исследования Поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы). Практическая работа.

Слайд 7

Для достижения цели и проверки гипотез необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать литературные источники по теме нашего исследования. 2. Составить экспериментальную модель из модулей. 3. Провести измерения и необходимые вычисления. 4. Сделать выводы о проделанной работе.

Слайд 9

История появления бумаги
Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги

Слайд 10

История появления бумаги
В VI – VII в. н.э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги Фей-Тянь (“летающие монеты”). Это были первые бумажные деньги в истории человечества. В VI в. н.э. в Китае уже изготавливают настоящие бумажные книги.

Слайд 11

Что такое ОРИГАМИ?
в переводе с японского(折り紙) означает "сложенная бумага". ОРИ - сложенный мгновенно КАМИ – божественная бумага
折り紙

Слайд 12

История оригами
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

Слайд 13

История оригами
Оригами - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Слайд 14

История оригами
Первые необычные фигурки, сложенные из листов бумаги появились в монастырях. В японском языке слово «Бог» и «бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Бумажные фигурки имеют символическое значение. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.

Слайд 15

Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища.

Слайд 16

В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.

Слайд 17

Первым придумал зарисовывать схемы складывания фигурок японский мастер Акира Йошизава.

Слайд 18

В оригами существует три основных течения: Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат. Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы. Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.

Слайд 19

Модульное оригами
Модульное оригами обрело популярность в 1993 году Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными.

Слайд 20

Значение оригами для нас
учит различным приемам работы с бумагой; знакомит с основными геометрическими понятиями; стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; развивает мелкую моторику рук и глазомер; помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; развивает художественный вкус и творческие способности; способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности; совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

Слайд 21

Оригами и математика Японская мудрость гласит: "Великий квадрат не имеет пределов". Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечёт интересное дело. Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек соприкосновения оригами с математикой.

Слайд 22

Технологический этап
Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – Я пойму!»… Японская пословица

Слайд 23

Бумагу А4 можно разделить на равное количество прямоугольников

Слайд 24

СХЕМА Как сложить треугольный модуль оригами 1.Положи прямоугольник обратной стороной к себе. Согни пополам. 2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. 3.Согни края к середине. (как самолетик). 4.Переверни.

Слайд 25

5.Загни уголки. (Обрати внимание: между сложенным уголком и верхним треугольником лучше оставлять небольшой зазор). 6.Подними края вверх 7.Сложи треугольник Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка. Модули вставляют друг в друга, собирая ряд за рядом.

Слайд 26

Изготовление лебедя

Слайд 27

Математические расчеты
Размер листа А4 210*297 мм S =62370 мм2=623,7см2
Размер одного прямоугольника 52,5*74,25 мм S = 3898,125 мм2=38,98125см2
Количество модулей белых 2500 шт =150 листов А4 S =9355500мм2=93555см2
Количество модулей розовых 100 шт =7 листов А4 S=436590мм2=4365.9см2
Количество модулей красных 1 модуль 52,5*74,25мм2 S=3898,12мм2=38,9812см2
Итого 158 листов S=97959,88125см2=9,8м2

Слайд 28

Математические расчеты
Экономическая составляющая: Белая бумага – 0 руб цветная бумага - 8 листов по 1, 5 рубля, итого 12 рублей.

Слайд 29

Математические расчеты
S= a ∙ b

Слайд 30

Математические расчеты
Площадь поверхности лебедя равна 1377,35см2,что меньше площади израсходованной бумаги в 71,127 раз

Слайд 31

Математические расчеты
Итого потрачено 8605 модулей, 513 листов бумаги, что составляет 31,9 м2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 18"

города Ижевска Удмуртской республики

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«МИР ОРИГАМИ»

Выполнил: ученик 2 «а» класса

Нелюбин Игорь

Руководитель: учитель нач. кл.

Агапова Д.А.

Ижевск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Виды оригами

    Польза оригами

    Заключение

    Приложение 1 (эксперименты)

    Приложение 2 (схемы)

    Приложение 3 (мои работы)

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки. Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса. Искусство оригами увлекло меня еще в раннем детстве. Мы вместе с мамой складывали простые фигурки из бумаги, когда мне было всего три года! Конечно, это было не обучение, а игра – волшебное превращение простого листочка в игрушку! Оригами – это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Актуальность проекта – этот вид работы доступен каждому человеку, а также развивает мелкую моторику рук.

Цель – узнать об оригами и о том, насколько это искусство полезно для развития человека.

Задачи

1. Изучить историю возникновения искусства оригами.

2. Познакомиться с его видами

3. Выяснить, какую пользу приносит оригами.

4. Провести эксперименты.

5. Научить одноклассников изготовлять изделия.

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРИГАМИ

История возникновения оригами тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя она появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию. В Испанию бумага была привезена арабами, и именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу в Америку. Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги - пустило корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением. В эпоху Хэйан (794 - 1185) оригами приобрело важное значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками, украшали ноши. Ноши - это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах. Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.

Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим. Первые письменные инструкции датированы 1797 годом, когда была издана Хидэн сембадзуру ориката (Тысяча способов сложить журавля). Позже, в 1845 году, была напечатана книга Кан-но мадо (Окно в середине зимы).

В 1939 году доктор Немезио Монтеро опубликовал свой "Мир бумаги". Эта книга посвящена поделкам из бумаги полностью. Она переиздается даже в наши дни и содержит множество инструкций по складыванию бумажных фигурок. Во второй половине двадцатого века наблюдался расцвет оригами. Издание многих книг способствовало распространению увлечения оригами по всему миру.

Акира Йошизава создал международный устав обозначений и сгибов оригами . Это привело к унификации инструкций по складыванию фигурок оригами. Количество изданий по оригами с тех пор значительно выросло во всем мире, но особенно в Японии, Англии, соединенных Штатах. С каждым днем книг по оригами издается все больше и больше, на разных языках мира. В наши дни оригами любимо во всем мире, хотя в Японии оно наиболее распространено. Там занятия по оригами проводятся практически во всех школах для матерей. Более того в Японии открыты специальные центры по обучению оригами, где преподают настоящие мастера своего дела. Японец Акира Йошизава (1911-2005) известен как величайший оригамист современности. Опубликовано множество его книг, в которых он раскрывает некоторые секреты своего мастерства. В наши дни стало известно множество техник складывания оригами. В основе каждой из них лежит превращение листа бумаги без ножниц и клея в замысловатую фигурку только лишь посредством складывания определенным образом.

Оригами считалось всегда игрой, в которой рождаются достаточно простые фигуры, которые ассоциируются с живыми существами. Однако на сегодняшний день размеры этих фигурок варьируются от огромных слонов высотой 2,7 метра до махоньких птичек, сложенных из квадрата со стороной 0,004 сантиметра! Существуют также и фигуры на создание которых может понадобиться несколько часов (а иногда и дней) работы!

Одни люди любят создавать простые модели с несколькими сгибами, другие - очень реалистичные трехмерные фигуры, в которых нужно сделать несколько десятков последовательных сгибов. Кто-то делает миниатюры, а кто-то любит фигуры огромных размеров. В последнее десятилетие двадцатого века особо популярными стали модульные оригами. В основе модульной техники лежит создание трехмерных фигур путем соединения нескольких, (иногда нескольких сотен) бумажных деталек. Основной материал для оригами - бумага. Бумага сначала производилась из растительных волокон. В Японии делают рисовую бумагу.Ее называют татамигами орисуэ, ками-оримоно, оригата. И другую белую квадратной формы, ее называют ваши. В конце девятнадцатого века в Японию была привезена ранее неизвестная цветная бумага. Она существенно улучшила качество оригами и быстро стала популярна. Кроме того, со времени появления цветной бумаги стандартным форматом бумаги для оригами стал квадрат. В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.

Почему же оригами так популярно сегодня? Бумага сегодня достаточно дешевый материал. Схемы для изготовления фигурок найти легко. Их многообразие позволяет подобрать фигурку в соответствии с вашими возможностями, уровнем подготовки и наличием свободного времени.

    ВИДЫ ОРИГАМИ

Классическое оригами:

Если говорить о классическом оригами, то в нем используется квадратный равномерно прокрашенный листочек бумаги без ножниц и клея. Но современники частенько отходят от этого правила.

Детское оригами:

Дети по своей натуре большие фантазеры и творцы. Они просто обожают волшебство и сказки, дружат с чародеями и магами. И, несмотря на то, что их шалости часто связаны с отсутствием важных дел, как у взрослых, дети продолжают узнавать мир, искать что-то новое. Оригами – отличная возможность подарить им волшебный мир, в котором они смогут проявить свою кипучую фантазию и отвлечься от шалостей. Это же так важно, стать хотя бы на часок волшебником маленькой страны! Детское оригами – это еще и полезное занятие, которое развивает моторику рук, логическое, пространственное мышление и ловкость.

Модульное оригами:

Этот вид оригами появился значительно позже, чем классический. Но, сегодня модульное оригами на первом месте по популярности, позволяя взрослым и детям делать удивительные гирлянды и составлять настоящие скульптурные композиции.

Искусство кусудамы:

Не менее популярная сегодня разновидность модульного оригами – кусудама, в котором вся фигура собирается из множества одинаковых модулей (частей). Каждая часть складывается по всем канонам классики из одного листа. Потому части соединяются через вкладывание их друг в друга. А сила трения, которая при этом появляется, не дает всей конструкции потерпеть фиаско и распасться. Часто это объемное тело шарообразного вида. В древности его делали в качестве лекарственных шариков, куда помещались травяные сборы, всевозможные смеси лепестков и благовония, с чем собственно и связывалось название. Однако такие шары сегодня используются как предметы декора, которые вносят в дом ощущение праздника и немножко восточных ноток.

Обычное оригами:

Обычное оригами – это стиль, который придумали британские оригамисты. Цель такого оригами – облегчить занятие людям, которые только вникают в удивительный мир бумажного искусства. Кроме того, простое оригами подходит и людям с ограниченными навыками движения. Данное выше ограничение означает, что в простом оригами нет сложных приемов, поэтому людям, которые уже хорошо освоили технологию, лучше использовать другие типы оригами.

Складывание по развертке:

Развертка – это тип диаграммы оригами, который представляет собой модель с чертежом, на которой изображены все складочки готового изделия. Складывать по развертке намного сложнее, чем по традиционным схемам, но этот метод дает не только информацию, каким же образом сложить модель, но и то, как она была задумана. Развертки часто используются при разработке каких-то новых моделей. Для «профи» складывание по развертке – самое то!

Мокрое складывание:

Эту технику разработала Акира Есидзава. Она использовала смоченную в воде бумагу, которую складывала и придавала моделям плавные изгибы, выразительность и некоторую жесткость. Особенно мокрое складывание актуально, если нужно сложить какие-то негеометрические фигуры, например, цветок или животное. Изделия, которые были выполнены в этой технике, максимально приближены к натуральному виду и выглядят почти оригинально.

    ПОЛЬЗА ОРИГАМИ

Задавались ли вы вопросом, почему оригами так популярно сегодня во всем мире? Да потому, что бумага является дешевым материалом, схемы оригами найти довольно просто, а многообразие уроков, мастер классов и видео инструкций позволяют по возможности, уровню подготовки и наличию свободного времени творить настоящие шедевры. Кстати, оригами полезно и для взрослых, и для детей. Если говорить о последних, то данное искусство позволяет деткам оценить и изучить возможности своих рук и пальчиков. К тому же, оригами дает возможность приобрести такие навыки, как трудолюбие, терпение и усидчивость, что очень полезно для гипер активных деток.

Кроме того, подчас создания оригами у ребенка развивается пространственное и креативное мышление, воображение и координация движений, моторика пальцев и психомоторика. Создавая фигурки оригами, ребенок на собственном опыте узнает, что такое диагональ, вершина фигуры, медиана, у него улучшается восприятие геометрических фигур, а соответственно, ему будет легче воспринимать знания в области геометрии.

Взрослые также находят много плюсов для себя в искусстве оригами. Это позволяет им расслабиться и отвлечься от будничной суеты, провести время с детьми за полезным и интересным занятием, а еще способом хорошенько потренировать мозги, если это требуется.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это

энтузиазм его приверженцев.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи- логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Но все – таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить

людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения.

Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (ЭКСПЕРИМЕНТЫ)

Эксперемент 1: Зависит ли чёткость фигурки от цвета бумаги?

Цвета

Название поделки

Результат

Зеленый

Лягушка

Розовый

Поросёнок

Поделка чёткая,выразительная

Черный

Летучая мышь

Поделка чёткая, выразительная

Вывод: Чёткость фигурки не зависит от яркости цвета бумаги. Все фигурки получились чёткими, выразительными. Бумага для оригами может быть любого цвета. С помощью раскрашивания можно разнообразить фигурки и создавать целые серии.

Эксперимент 2: Какая бумага лучше подходит для изготовления поделок оригами?

Тип бумаги

Как сгибается

результат

Картон

Сгибается тяжело

Поделка не получится

Цветная бумага

Сгибается легко

Поделка получится яркая

Бумага для ксерокопий

Сгибается легко

Поделка получится

Вывод: Поделку можно делать из любой бумаги, кроме картона, но лучше всего подходит бумага для ксерокопий.

    ПРИЛОЖНИЕ 2 (СХЕМЫ)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (МОИ РАБОТЫ)

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Мищенко И. В., Орлова Т. А. «Игрушки из бумаги» (оригами), книга 2, г. Санкт -Петербург, 2013 год;

    Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами», г. Москва, 2010 год;

Динара Нурулина
Исследовательский проект по теме: «Волшебная бумага. Модульное оригами»

Юрминская средняя общеобразовательная школа

"Волшебная бумага . Модульное оригами "

Работу выполнила :

ученица 1 класса

Юрминская СОШ

Имангулова Аделина.

Руководитель : Нурулина Д. Ш.

Исследовательский проект по теме : "Модульное оригами "

I.Введение…. 3

II.Основная часть…. 4

1. Что такое оригами ?

2. Модульное оригами .

3. Для чего же нужно оригами ?

4. Инструменты и материалы, необходимые для занятий оригами .

5. Технологическая последовательность изготовления изделия.

6. Техника безопасности при работе с бумагой и клеем .

7. Заключение.

III.Список литературы…9

Введение

СЛ Давно смотрю влюбленными глазами

На древнее искусство - Оригами .

Здесь не нужны волшебники и маги ,

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что-нибудь сложить.

Обоснование выбора проекта .

Вещи изготовленные своими руками приносят в наш дом уют и теплоту. В этом я убеждаюсь, когда мы бываем в гостях у своей тёти. Находясь у них дома, я чувствую себя, как в сказке. СЛ3-4 Вот лебеди, зайчики, утёнок, цветы. И всё это из простой цветной бумаги , сделанные в технике модульное оригами .

Мне тоже захотелось внести что-то свежее, новое, оригинальное в свою комнату , создать уют и комфорт, где я провожу немало времени. А именно научиться создавать такие поделки.

Сначала я попросила свою тётю рассказать о технике изготовления таких красивых поделок, а потом изучила литературу по данной теме . Затем я освоила технику модульного оригами .

СЛ5 Цель проекта :

создать изделие в технике модульное оригами .

Задачи проекта :

1. Узнать, историю возникновения техники «Оригами » .

2. Познакомиться с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника .

3. Освоить технику «Модульного оригами » .

Проблема :

Можно ли с помощью лишь одной схемы складывания создать разные изделия?

Гипотеза :

Маленький модуль – это ключик к большому произведению искусства.

Основная часть

СЛ6 Что такое «оригами » ?

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом счастья – бумажный кораблик .

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами

Выучить технику «оригами » .

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики , и пилотка сделаны по принципу «оригами » .

Оригами – это искусство бумажной пластики , родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае , именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

СЛ 7 Оригами бывает различным :

1. Традиционное оригами , где в качестве основы используется квадрат.

2. Модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.

3. В модульном оригами , модели изготавливаются из большого числа однотипных частей (модулей ) .

СЛ 8 Что такое модульное оригами ?

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами , в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей ) . Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги , а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга.

Для чего же нужно оригами ?

С помощью оригами можно создавать разнообразные поделки и композиции.

Поделки оригами – прекрасный подарок, особенно если они сделаны с душой. Оригами замечательно подходит для украшения дома.

Основной рабочий материал в оригами - это бумага . Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Бумага привычна , легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества , позволяет заниматься оригами всем , не зависимо возраста и образования.

Какие инструменты и материалы необходимы для занятий оригами ?

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги .

Какая бумага нужна для оригами ?

Для оригами лучше брать такую бумагу , которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой , не мятой.

Какие ножницы нужны для оригами ?

Желательно иметь ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности : не размахивать ими, при работе, следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленнымишарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край.

Какой клей нужен для оригами ?

Клей должен отвечать следующим требованиям : быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумага не размокала , не обесцвечивать краски, не оставлять пятен на бумаге . Лучше всего использовать клей ПВА.

СЛ 9 К АК СЛОЖИТЬ ТРЕУГОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ОРИГАМИ ?

1. Кладем прямоугольник из бумаги обратной стороной к себе. Сгибаем его пополам. 2. Чтобы наметить линию середины, сгибаем и разгибаем прямоугольник. 3. Сгибаем края прямоугольника к середине. 4. Переворачиваем. 5. Загибаем уголки, оставляя между верхним треугольником и сложенным уголком небольшой зазор. 6. Поднимаем края вверх. 7. Складываем треугольник. 8. 9. Получившийся треугольный модуль оригами имеет два кармашка и два уголка.

СЛ 12-13 Технологическая последовательность изготовления изделия

Посмотрев различные варианты изделий в интернете, я остановилась на изготовлении цветов и вазы.

Тюльпаны - одни из первых весенних цветов, предвестники солнца и тепла. Но чтобы любоваться этими нежными цветами, не обязательно ждать весны. Тюльпаны из оригами могут радовать вас круглый год.

Для изготовления отдельного цветка нам понадобится : 105 треугольных модулей - для формирования бутона, и зеленая бумага - для стебля и листьев цветка.

Берём цветную бумагу , нарезаем квадратики, складываем и можно сложить из треугольных модулей тюльпан .

Начинаем складывать детали с небольшой пирамидки, в первом ряду три модуля , во втором два и в третьем один. Постепенно добавляйте модули в каждый ряд , они будут удерживать друг друга. Когда в первом ряду у вас окажется 15 деталей (соответственно по 14 и 13 в остальных рядах) необходимо замкнуть круг, соединив первый модуль ряда с последним и надев сверху один модуль , а в третий ряд, добавив еще два. У вас получилось кольцо, которое нужно вывернуть так, как показано на рисунке. Пальцем нажимаем на центр, края поднимаются. Теперь на эти края мы будем надстраивать 4 и 5 ряд модулей , в каждом из которых будет по 15 модулей . Начиная с 6 ряда, мы формируем тюльпану лепестки. На фото для наглядности эти модули сделаны из красной бумаги . Вы вставляете их по четыре штуки, делая между ними промежуток в два модуля . Заканчивать сборку будем индивидуально на каждом лепестке : первый ряд – 4, второй – 3, третий – 2, четвертый – 1.

Из зеленой бумаги скручиваем жгут , вырезаем широкий лист, приклеиваем к жгуту, оборачивая вокруг. Получившийся стебель вставляем внутрь коробочки тюльпана, при необходимости садим на клей, чтобы надежнее держался.

Букет красивейших тюльпанов из разноцветных модулей готов , могу смело его дарить, а могу с удовольствием оставить себе и каждый день любоваться творением своих рук.

СЛ 14 Заключение

Я довольна своей работой. Наша комната стала уютнее и красивее. Мои поделки получились интересными, красивыми, необычными, что позволило мне со вкусом разнообразить интерьер моей комнаты, а также приобрести новый опыт по изготовлению изделий своими руками в технике модульного оригами . Я считаю, что мой проект удался .

Моё пожелание всем, кого хоть немного заинтересовал мой проект .

Чтобы познать искусство оригами ,

К фантазии и знаниям прибавь ты

Огромное желание творить!

Терпение, старанье, аккуратность,

К работе постоянно прилагай!

И добрые чудесные решенья

В прекрасном настроенье создавай!

Спасибо за внимание!

Список литературы

1. «365 моделей оригами » . Т. Сержантова. М.: «Айрис-Пресс. Рольф.» 1999г.

2. «Оригами игрушки из бумаги » . С. Соколова. М.: «Махаон» . 1999г.

3. «Чудесные поделки из бумаги » . Б. Богатова. М.: «Просвещение» . 91г.

4. «Смастерим из бумаги » . М. Стейнбек. Таллинн «Валгус» .1988г.

5. «Удивительная бумага » . И. Черныш. М.: «АСТ-Пресс» .1998г.

6. «Оригами на праздничном столе» . Афонькины. М.: «Аким» .1998г.

8. «Работа с бумагой : поделки и игры» . И. Кобитина. М.: «Сфера» .1999г.

9. «Мир игрушек и поделок» . Сборник. Смоленск «Русич» .1999г.

10. «Моя первая книжка по рукоделию» . «Дрофа» .1995г.

11. Журнал «Оригами . Искусство складывания из бумаги ». 1995 – 2003 гг.

12. Оригами . Праздничные модели. Соколова С. 2005 г.

Вверх